С Николаем Зотовичем мы встретились в редакции журнала. «Надо было у нас в офисе встретиться, там наглядно видно, чем мы занимаемся. Да и родные стены, в конце концов, помогают», — с улыбкой начал разговор наш герой, и беседа получилась очень теплой и душевной. Поговорили и о службе в армии, и о боевом братстве, и о союзе десантников, и о том, что так беспокоит нашего героя сегодня.
- Николай Зотович, перед интервью мы искали о Вас информацию в Интернете. Первое, что выходит в поиске – руководитель «Боевого братства». Что это за «братство» такое?
- Всероссийская общественная организация, которая объединяет ветеранов боевых действий и помогает им не остаться один на один со своими проблемами. В этом году «Боевому братству» исполняется 25 лет. Естественно, работа уже налажена. Ветеранам и членам их семей мы оказываем социальную и правовую помощь, помогаем пройти реабилитацию, которая необходима каждому. В первую очередь, чтобы подправить здоровье и пройти комплексное обследование. На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с Сургутской клинической больницей РЖД. Там есть все условия для лечения, как в санатории. Пациент может получить там направление на электрофорез, массаж и другие процедуры. До пандемии реабилитацию проходило от 50 до 80 человек в год. Я сам, как ветеран боевых действий, воспользовался лечением в клинике РЖД, где мне сделали всевозможные УЗИ, диагностировали все мои «болячки» и назначили квалифицированное лечение. Капельницу ставили прямо в палате, никаких очередей на процедуры, все распределено по времени и находится в одном здании. Это очень удобно и комфортно. Кроме того, мы помогаем ветеранам попасть и в другие санатории России.
- А какие у Вас воспоминания о службе в армии?
- Хорошие воспоминания. Меня призвали в армию в 1984 году. Службу свою начал в учебной разведывательной роте в городе Ашхабаде. О том, что буду служить в Афганистане, знал с первых дней службы, поэтому шел на войну осознано, ну и готовили нас там соответственно. В Афганистане служил в отдельном разведывательном батальоне, в разведывательно-десантной роте, так сказать, «от звонка до звонка» без единой царапины. Хотя случаев было не мало… Можно сказать, что ангел хранитель на руках вынес. В целом, грех жаловаться. Одна лишь боль, которая зарубцевалась раной в душе, – это безвозвратные потери боевых друзей.
- Тяжело вспоминать о войне? Хотелось ли забыть о каких-то тяжелых моментах?
- Забыть? Нет, конечно. Надо помнить и плохое, и хорошее. Война осталась в памяти. Мы ее никогда не забудем. Нельзя это делать. Мы каждый год встречаемся с боевыми товарищами, чтобы почтить память павших друзей. Когда начинаешь вспоминать всё это, эмоции будто волной накатывают. Заново всё переживаешь. Да, всё это где-то в глубине твоей души, но ты не живешь этим каждый день. Повседневная жизнь набирает свои обороты, ставит перед тобой все новые задачи, надо заботиться о семье, о компании, в которой работаешь, о людях. Есть, конечно, те, кто продолжает воевать у себя в голове, и кто так и не смог адаптироваться к мирной жизни. Многих уже не стало. Кто-то связался с пагубными привычками, а кто-то просто не смог справиться с «Афганским синдромом».
- Хотели бы что-то изменить сегодня в жизни людей?
- (Вздыхает). Я привык ставить для себя более реалистичные задачи и задавать себе конкретные вопросы: «Что я могу сделать у себя во дворе?», «Что могу изменить в личной жизни?», «Как могу повлиять на ту или иную ситуацию?». Конечно, хочется многое поменять. Например, чтобы дети не разговаривали матом. Чтобы все вели здоровый образ жизни. Я не курю более 20 лет, тем самым показываю пример своему десятилетнему сыну. Если в каждой семье детей будут приучать читать правильную литературу, прививать им правильные ценности, основанные на уважении старших, на принципах: мужчина – защитник Родины, а женщина – хранительница очага, то и мир станет лучше. Но сейчас произошла подмена ценностей. Молодежь думает, что только богатый значит успешный, а если человек честно работает и зарабатывает, то он лузер.
Каким ребенком росли?
- Я рос обыкновенным ребенком. Учился в школе, занимался спортом, как и все мальчишки. Я занимался борьбой: дзюдо, самбо. Ну как нас воспитывали? Уважать старших, почитать родителей, уметь постоять за себя, защищать слабых и любить Родину. Эти простые истины закладывались в семье и в школе. Отец мой был родовой забайкальский казак, мама — просто русская красавица. И до конца своих дней они любили друг друга и жили душа в душу. Они почитали своих родителей, своим примером воспитывали в нас семейные ценности и уважение к старшим. Дед по маминой линии, Иванов Иван Семенович, фронтовик, десантник, орденоносец, прошел всю войну от Сталинграда до Берлина. Дед по отцу, Тюкавкин Афанасий Семенович, забайкальский казак, служил у атамана Семенова. За годы эмиграции сохранил самобытность и культуру, был человеком строгим и справедливым, был трудолюбив и пользовался огромным уважением. Бабушки были верующими, очень добрыми и мудрыми. Детство у меня было счастливым, и воспитатели были отличные!
- Как сегодня воспитываете своего сына?
- Читаем правильные книжки. У него тяга, как и у многих детей в наше время, к компьютерным играм. Учитывая это, я стараюсь привить ему интерес к приключенческим произведениям. Из последнего – прочитали «Приключения капитана Врунгеля». Я стараюсь сына завлечь не только литературой, но и спортом. Поначалу привел его в зал борьбы самбо, но со временем у него пропала мотивация. А зачем заставлять ребенка? Мотивация должна быть своя, внутренняя. У меня мотивация к занятию борьбой появилась только к четырнадцати годам. А моему сыну 10 лет. Сейчас он хочет заняться плаванием, неплохо играет в шахматы. Пусть пробует, ищет то, что ему по душе. Я и сам в детстве перепробовал разные виды спорта, в какие только секции не записывался.
Если говорить о каких-то принципах, то учу тому же, что и мне прививали: уважать старших и любить мать. Человек, который любит мать, будет любить и Родину. Хочу, чтобы он был физически выносливым и сильным. - Что для Вас значит быть сильным?
- Быть сильным – значит постоянно работать над собой: добиваться поставленных целей, не отступать, держать себя в ежовых рукавицах. У десантников есть девиз: «Никто кроме нас». Девиз десантников пришел еще со времен Великой Отечественной войны, его подарил нам наш «воздушно-десантный Батя» – Василий Филиппович Маргелов. Ему поставили боевую задачу и сказали: «Василий Филиппович, ну, никто, кроме вас». Отсюда и девиз ВДВ. Вот так и живем, «Слава ВДВ!» и «Никто кроме нас!».
Все проблемы у нас в голове, и искать причины нужно только в себе. Именно эту философию я бы хотел заложить ребятам: чтобы не обвинять кого-то, а заглянуть внутрь себя, разобраться в себе. Эта философская линия прослеживается во всех религиозных учениях. Я с этим согласен. - Николай Зотович, а как Вас судьба привела к общественной деятельности? С чего все началось?
- Вернувшись в 1986 году с Афганистана в Нижневартовск, я познакомился с другими ребятами, которые так же прошли службу там. В 1987 году поехал на Всероссийский слет воинов запаса в Ашхабад. Это первое движение, организованное ЦК ВЛКСМ. В эти годы как раз зарождалось военно-патриотическое движение молодежи. Уже 1988 году мы, «Афганцы» с управлением образования города, организовали военный полевой лагерь для мальчишек. Он расположился в заброшенном лагере в Соснино. Сделали там ремонт и подготовили лагерь к приему допризывной молодежи. Со всех школ к нам на подготовку по воде на катере «Заря» привозили учащихся старших классов. Мы проводили им курс молодого бойца. Лагерь просуществовал два года. Все ребята, которые прошли курс, благодарили нас, полученные знания пригодились им в жизни и в армии. Они шли туда уже подготовленными. Я не был профессиональным тренером, но все знал о подготовке борца. Это и преподавал, вносил свои какие-то элементы, тренировал выносливость, настойчивость и решимость в выполнении задач. Все то, что нужно солдату. В то время это была основная наша задача — подготовить пацанов к нелегкой службе в вооруженных силах Советского Союза.
- Вы стояли и у истоков создания «Союза десантников Югры».
- «Союз десантников Югры» был создан по инициативе Александра Анатольевича Петермана, президента корпорации «Славтэк». Каждый год 2 августа, в день ВДВ, Александр Анатольевич собирает всех на площадке возле ресторана «Трактиръ на Северной». На одной из встреч он и предложил не просто собираться, а делать что-то полезное для общества. Сформировали костяк десантников в городе. В 2009 году мы существовали еще без юридического лица, а через год уже начали работать официально. Помню, Устав Союза писали в офисе у Александра Анатольевича. Продумывали всё досконально: с какой целью мы это делаем, какие задачи у общества. В 2010 году провели торжественное мероприятие в честь 80-летия военно-воздушных десантных войск, наградили особо активных по десантному братству. У нас была цель — достойно отмечать в городе день ВДВ, без «происшествий». Вспомните, как раньше проводился день ВДВ – были стихийно организованные группы, пьяные выходки нашего «брата». Нам же хотелось показать настоящее лицо десантника – защитника Родины, а не пьяного разгильдяя и дебошира. Стали проводить военно-патриотические праздники на Комсомольском озере, набережной реки Обь, организовывать митинги и показательные выступления парашютистов или спортсменов на управляемых крыльях. О нас узнали многие. С гордостью могу сказать, что сегодня день ВДВ в Нижневартовске проходит достойно, и это наша заслуга. Подобные мероприятия организовываются по всей стране. Сегодня даже не поощряется десантнику прийти к памятнику в шортах, тапочках и тельняшке – это неуважение и не соответствует нормам приличия.
- Поддерживаете связь с Александром Анатольевичем?
- У нас дружеские отношения. С ним обо всем можно поговорить. На него равняются ребята, потому что он ведет большую работу по «Северному десанту», он всегда достигает поставленных целей. Он много помогает военным и простым людям. Он и нам предоставил офис на безвозмездной основе, где сейчас штаб «Боевого братства» и «Союза десантников Югры». Сейчас А.А Петерману обращаются ребята с просьбами попасть добровольцами в десант на специальную военную операцию. Он и раньше это делал, помогал ребятам, начиная с 2014 года. Тогда много было анархических организаций, и чтобы солдату попасть именно в то подразделение, куда он ехал, нужна была поддержка Александра Анатольевича. Солдаты приезжали в конкретное место, где их встречали.
По пустякам стараюсь его не отвлекать, понимаю загруженность. Да и сам могу справиться с поставленными задачами, а если нужен партнерский совет, то он никогда не отказывает. Это дорогого стоит. - Мы знаем, что Вы успеваете заниматься еще и волонтерской деятельностью.
- Как только начался вооруженный конфликт на Донбассе, ветеранскими организациями округа и «Союзом десантников Югры» было принято решение о сборе гуманитарной помощи. В городе Нижневартовске сбор гуманитарного груза был организован в «Тарелке», Александр Анатольевич тогда нам здорово помог, он всегда нам помогает. Тогда наша акция называлась «Жители Югры – жителям юго-востока Украины». В городе Донецке был организован склад, куда свозилась вся «гуманитарка», собранная в Югре, и уже там непосредственно распределялась по всем остро нуждающимся территориям и учреждениям, а также раздавалась местным жителям особо пострадавших районов. В дальнейшем вся эта наша совместная деятельность послужила созданию еще одной некоммерческой организации, в которой мы принимаем непосредственное участие, – это «Гуманитарный добровольческий корпус». На сегодняшний день работа Гумкорпуса – это не только гуманитарные миссии, но и поисково-спасательная деятельность и помощь в чрезвычайных ситуациях. Во время пандемии добровольцы Гумкорпуса обеспечивали продуктами питания и медикаментами жителей в возрасте 65+, находящимся на вынужденной самоизоляции, работали на ЖД вокзале на регистрации прибывающих в город людей.
Сегодня мы получили новый вызов – специальная военная операция. Конечно, сразу включились в работу. Сбор гуманитарной помощи проходит в штабе «Союза десантников Югры» (ул. Мира, 80). Люди приносят продукты, одежду, обувь, детские товары, игрушки, бытовую химию, медикаменты. Все это отправляют в ДНР и ЛНР. В Республики отправляются и добровольцы, чтобы хоть как-то помочь мирным жителям. Они готовят еду, развозят воду и продукты людям, ведут поисковую деятельность. - Кстати о поисковой деятельности. Вы организовали поисково-спасательный отряд «Десант» и даже есть интересные истории, связанные с поиском людей.
- В 2014 году пропал заместитель губернатора Югры, ветеран боевых действий — Виталий Ермошин. Узнав об этой страшной трагедии, мы тут же присоединились к поиску. Искали везде. Позже выяснилось, что он утонул. После этого случая у нас и возникла идея создать поисково-спасательный отряд «Десант», ведь наши знания и умения как разведчиков и десантников могут пригодиться в поиске.
Бывают случаи, грибники теряются в лесах, дети уходят из дома. Волонтеры нашего спасательного отряда умеют искать следы, выживать в экстремальных ситуациях, владеют оружием. И всегда придут на помощь, если потребуется. Помимо этого добровольцы проводят мастер-классы для детей, как выживать в лесу, разжечь зимой костер, пользоваться компасом.
- Что для Вас значит победа?
- Победа в чем? В жизни? Я ведь не веду войну с самим собой. Через всё, что я прошел, воспринимаю спокойно. И рад, что смог адаптироваться к мирной жизни. Сегодня я больше гражданский человек, чем военный. Да, сегодняшние события заставляют нас вспомнить о военных обязанностях, мы включаемся в это, как бы тяжело нам ни было. Приходится бороться с новыми вызовами. Вот сейчас и нужно думать о победе. И думать серьезно. Кто не равнодушен к происходящим событиям, идут в добровольцы. Знаете, на войне не спрячешь свое нутро. Предатель – есть предатель, трус – трус. Там – смелые идут в атаку, а трусы бегут обратно. Не нужно забывать об этом.
Бывших десантников не бывает. Это боевое братство, которое остается верным своим идеалам даже в мирное время. Сержант запаса Александр Петерман по сей день бесконечно предан ВДВ. С 2007 г. он является членом Наблюдательного Совета «Союза десантников России», единственным представителем от ХМАО-Югра. По инициативе А. Петермана в августе 2008 г. в Нижневартовске было создано региональное отделение «Союза десантников России». В мае 2004г. проведено праздничное мероприятие, посвященное 10-летию окружного Союза ветеранов Афганистана. В течение 5 лет через городской комитет солдатских матерей оказывалась материальная помощь военнослужащим Нижневартовска, проходившим службу на Северном Кавказе. Кроме того, глава корпорации «Славтэк» шефствует над Рязанским высшим воздушно-десантным командным училищем имени генерала армии В.Ф. Маргелова: оказывает не только финансовую помощь учебному заведению, но и помогает молодым жителям ХМАО в поступлении, лично присутствует на присяге молодых курсантов.
А.Петерману вручили благодарственное письмо от главы Совета Федерации РФ Сергея Миронова, а также он награжден медалью Союза десантников России «За верность десантному братству» и именными часами от Сергея Миронова.
- Что делает Вас счастливым человеком?
- Это мои родные и близкие люди, люди, с которыми мы делаем общее дело, верные друзья, готовые прийти на помощь в трудной ситуации, новые знакомства с интересными и увлекательными людьми, бескорыстными и неугомонными энтузиастами со светлыми и добрыми сердцами. Осознание своей востребованности. Что я могу что-то изменить. Да, порой, жизнь вносит свои коррективы, но я стараюсь жить по совести. На всё воля Божия. Нужно воспринимать жизнь такой, какая она есть. Стараться не потерять себя, из всего извлекать жизненные уроки. У нас у всех есть недостатки, но над ними можно и нужно работать.
По вероисповеданию я православный человек и стараюсь жить, как воспитали меня мои родители и учат Святые Отцы. Да, грешен, и не всегда всё получается, но я работаю над собой.