Самый сильный человек России вновь в Нижневартовске. Михаил Кокляев — ведущий
Всероссийского турнира по силовому экстриму «Кубок северного десанта 2022». Турнир должен был состояться уже в третий раз. Но из-за погодных условий организаторы его перенесли.
Однако, нашей редакции удалось пообщаться с Михаилом.
Когда я готовилась к интервью с Михаилом, меня поразил тот факт, что наш герой не просто популярный спортсмен и самый сильный человек России, но еще и творческая музыкальная личность. Он поет и играет на гармошке, а в 2014 году покорил театральные подмостки — выпустил моноспектакль «История одного качка» и сыграл в нем самого себя. На представление его воодушевил спектакль Майка Тайсона «Неоспоримая правда», где боксер рассказывает о себе и своей жизни. Так и Михаил со сцены рассказал о своих взлетах и падениях, любви и ненависти, о силе и харизме. Таким Михаил Кокляев предстал перед поклонниками впервые, таким его еще никто не видел.
«Спектакль начинается с того, что на сцене лежит «голый» гриф. Это я в самом начале своей спортивной карьеры. Я был худой, и у меня ничего не было, — рассказывает Михаил. — А после рассказываю эпизоды из жизни. После каждой главы на штангу добавляю 25 кг веса. В итоге жизненный опыт достигает 400 кг. В финале я поднимаю этот вес».
Сегодня таких историй в жизни Михаила стало больше. Его жизнь не стоит на месте.
Вы достаточно открытый и искренний человек. Вам это мешает по жизни или, наоборот, помогает?
Не мешает, точно. Мне легко быть таким. Как говорит мой друг: «Не знаешь, как поступить, поступай по правде». Бывают такие ситуации, когда нужно следовать этому правилу. Вот недавний случай. Я должен был поехать в Рязань проводить мероприятие. Но из-за того, что изменилась дата проведения турнира в Нижневартовске, где я тоже должен быть, пришлось отказать партнерам из Рязани. Я сказал правду. Не стал юлить. Созвонился с организатором и объяснил, что Нижневартовск для меня в приоритете, так как не могу предать долгую дружбу с «Северным десантом». Если человек грамотный, адекватный и не эгоист, он должен понять меня, пожелать удачи и процветания силовому экстриму. А команде «Северный десант» передать огромный привет из Рязани.
Это роскошь в наше время поступать так, как хочешь, и говорить прямо…
Возможно, моя правда и мешает. Почему я не попал на Олимпийские игры? Почему рассорился с руководством «РЕН-ТВ»? Потому что поделился той информацией, которую некоторым людям неприятно было слышать. Но советская школа, те книжки, которые я читал, родители и старшие товарищи научили меня быть собой. В мире кэшбека, ставок на спорт и дешевого интернета это может быть не мудро и не вписывается в реалии жизни, но по крайне мере я ложусь спать спокойно, с чистой совестью.
А эта легкость, Ваша простота не кажущаяся?
Я не простой. Где сядешь, там и слезешь. Когда человек сначала забрасывает одну ногу на шею, а через время — вторую, я тут же их сбрасываю. Благо, таких людей в моей жизни было мало. Понимают, что не надо совершать поступки, после которых можно потерять со мной отношения. А если я кого-то по молодости обидел, давно уже у всех попросил прощения.
Умеете просить прощение?
Никогда не поздно это сделать, пусть и спустя 20 лет. Но делать это надо с чувством собственного достоинства. Просить прощения — это перешагнуть через свою гордыню. Даже если понимаешь что прав, но просишь прощения у человека, ты тем самым его обезоруживаешь, вводишь так называемый антидот.
В одном из интервью Вы сказали: «Понятно, что чемпионом каждый не может быть, достаточно быть чемпионом «своего собственного мира». Что это значит?
Когда у человека широкий и глубокий внутренний мир, когда он способен в себе найти компромисс и умеет проигрывать, он — чемпион своего внутреннего мира. Человек, несмотря на то, что «пролетает над гнездом кукушки», не замыкается в себе, а говорит: «Ничего страшного не произошло». В диалоге с собой задает вопрос: «Ты собой доволен?». И отвечает: «Доволен!». Это не проявление эгоизма и нарциссизма, это то, чему учил Иисус Христос: спокойствие внутри, собранность и всепрощение. И прощать, в первую очередь, нужно самого себя. Не значит быть маньяком и за каждый проступок себя прощать, просто не заниматься самопоеданием.
А над чем Вы одержали победу внутри себя?
Я еще борюсь с собой, со своими комплексами. Пока ты живешь, ты постоянно борешься.
Когда в юности я смотрел Олимпийские игры – для меня это были краски. Спортсмены в свете софитов, золотая медаль как мечта, цель — быть на вершине Олимпа… Тогда все это было по-другому! Я следил за нашими спортсменами, как Храпатый, Курлович, Захаревич поднимали штанги, болел за них. Сегодня же Олимпийские игры перестали иметь цену в моих глазах, особенно в свете последних событий, когда спорт стал политикой. Я понял, как хорошо, что не попал на Олимпийские игры. Но я не оставил себя, выйдя из сборной команды по тяжелой атлетике, а все также остался причастным к развитию этого вида спорта. У меня нет никаких вопросов и претензий ни к кому, я сделал выводы, все взвесил и продолжаю любить тяжелую атлетику, которая сделала меня сильным, дисциплинированным, ответственным и понимающим цену большого спорта человеком. А значит, я стал чемпионом своего внутреннего мира.
Вы обладаете внутренней силой, раз сумели все это понять.
Я только сейчас стал понимать, что те переживания, которые у меня были, пустые. Из-за чего я переживал? Зачем лил слезы? Не спал ночами и думал вот об этой железяке? Игра не стоит свеч. Ко всему нужно было относиться спокойно, находить равновесие, дзен, говоря языком буддистов. А у меня на тот момент этого равновесия не было, поэтому сейчас на голове появились седые волосы.
Если бы в том возрасте такие мысли…
Я сейчас нахожусь в таком возрасте, когда моя молодость что-то знает, а старость еще что-то может. Поэтому хожу в зал, поддерживаю себя в форме и доволен собой. Мне не надо поднимать 400 кг, мне достаточно поднять 200 кг, чтобы понять, что я не слабый. Хотя сейчас поднимаю от земли 300 кг. Быть чемпионом собственного внутреннего мира — это быть в ладу с собой, без вреда окружающей среде. Вот и все.
Когда случаются в жизни проблемы, нередко люди, вздыхая, говорят: «Такая судьба!». В Вашей жизни тоже было немало трудностей. Это судьба? Или мы сами строим свою жизнь?
Все в наших руках. Уверен. Библейская истина говорит: «Стучите в двери и вам откроют». Нужно к делу относиться с душой, но душу в дело вкладывать нельзя. Спортивный век короток и, когда он заканчивается, вместе с твоей спортивной карьерой умирает твоя душа. И у человека возникает вопрос: «У меня вся грудь в крестах, я за государство, за Родину, а у меня ничего нет?». Но если ты свою жизнь поставил на кон какому-то одному делу, тому же спорту, должен быть готовым к тому, что можешь все потерять из-за травмы или чиновничьего произвола. И нужно уметь с легкостью отпускать эту ситуацию. В этом сила человека. Помнить, у тебя есть две руки и две ноги, ты дышишь, видишь, а значит должен продолжать трудиться, любить жизнь несмотря ни на что. Я знаю людей без рук и ног, которые живут лучше, чем обычные люди. Которые взяли и свою беду сумели рассмотреть под другим углом. Сумели понять, что пока ты живешь, ты можешь что-то делать и менять. Не обязательно покорять вершины и быть мегапопулярным, а быть внутренне довольным собой.
Жизнь — это бой?
Жизнь — это познание себя. И в конце жизни ты должен сам себе поставить оценку.
В своих соцсетях Вы часто выставляете видео, где играете на гармошке и поете. Какая песня ассоциируется с Вами?
«Славное море, суровый Байкал». Играется на мажорах, звучит как гимн. Эта песня один в один отражает мое внутреннее состояние.
Как-то Вы сказали, что отец редко Вас хвалил. Когда занимались тяжёлой атлетикой и силовым экстримом, отец всегда был недоволен результатами. Даже если выигрывали, он всегда говорил Вам, что-то не доделали, что-то там не добрали…
Он редко хвалил не потому, что не хотел это делать, а потому что его в свое время перехвалили. Он — бард, победитель авторской песни 1986 года, сочиняет стихи и музыку. Он мог быть вторым Олегом Митяевым или Юрием Лозой, но в юности его перехвалили, и талант не ушел дальше завода и застолья. Понимаете? Возможно, интуитивно он понимал, что хвалить не надо. Целовать ребенка в причинное место – значит делать из своего чада ребенка на всю жизнь. Мы живем в сильном государстве, и дети должны быть сильными. У них должно быть детство и значок ГТО. (Смеется.)
Это было мотивацией для Вас, продолжать что-то делать, чтобы, наконец, услышать слова одобрения?
О том, что я записался на тяжелую атлетику, мама узнала спустя два месяца. Как-то задержался на тренировке, пришел домой поздно, она спросила: «Где был?». Говорю: «На тренировке. Записался на тяжелую атлетику». «Ой, пару недель походишь, да завяжешь», сказала она, махнув рукой. А когда отмечали 20 лет, как я занимаюсь спортом, напомнил ей об этих словах. Она мне сказала: «Завязывал бы ты уже». В этом году 11 октября будет уже 30 лет, как я хожу в зал.
Критика людей мотивирует меня. Я ее не слушаю, но прислушиваюсь. Мой девиз по жизни: не слушай скептиков, людей, которые ничего не добились. А к тем, кто добился, присмотрись, счастливы ли они от этого? Счастливый человек, который чего-то добился, не будет тебя критиковать. Он предложит, поможет, но не скажет, что ты не тем занялся. И второй лозунг: трудись не покладая рук, но делу время, потехе час. И третье: не жди ни от кого похвалы — ни от Бога, ни от людей тем более.
А сами себя-то Вы можете похвалить?
Я себя постоянно хвалю. Забегаю домой после пробежки и говорю жене: «Эх, красавец я у тебя!» Чем старше становишься и в чем-то превозмогаешь себя, радуешься этому, понимаешь, что как спортсмен прожил день не зря. Сделал то, что делал всю жизнь и благодаря чему стал тем, кто ты есть.
Вы пишите: «Интересная штука спорт. Особенно, когда бьют тебя, и ты бьешь кого-то. Тут и проявляется человечность, и видно сразу, кто пришёл в спорт за спортом и навыком для самообороны, а кто пришёл в спорт, чтобы изощрённее бить». А Вы за чем пришли в спорт?
В спорт меня привели юношеские амбиции и гормоны. Спорт не был для меня целью, он был средством создания себя. Я становился высоким, большим и красивым. Хотел понравиться девушкам. Сегодня я работаю учителем физической культуры в первой московской гимназии и вижу, как мальчики к 8 классу начинают дуреть от большого количества гормона тестостерона в крови. К 10-11 классу они учатся потихоньку управлять им. Кто-то начинает заниматься спортом, кто-то находит хобби. Кто не может управлять и не понимает, что с ним происходит, начинает глушить тестостерон в себе, употребляя запрещенные вещества. Огромное количество энергии заставляет думать не ту голову, которой надо думать. И часто из-за этого молодые люди совершают ошибки. Я в своем возрасте смог свой тестостерон направить в учебу и в зал. Спорт — это было то, что в тот момент оказалось вокруг меня. Спорт и сейчас для меня средство. Я могу позволить себе развиваться и двигаться в любом направлении.
Кто-то смотрит на спорт и ничего в нем не видит, кроме себя в нем. Поэтому я всегда говорил: нужно любить спорт в себе, а не себя в спорте.
Что бы Вы хотели, чтобы Ваши дети сегодня знали о жизни?
Что люди разные. В любой ситуации в жизни нужно оставаться человеком. На зло не отвечать злом, на зло отвечать добром, на добро отвечать добром и бросать его в воду, то есть не ждать ни от кого благодарности. Слушать собственное сердце, трудиться и не ждать чего-то в ответ. То, как я живу сам.
Вашу историю жизни можно сравнивать с волной: то Вас подбрасывает наверх, то падаете вниз. Как вновь подниматься наверх?
Не слушать мнения чужих, вот и все. Делай, что должен, и будь, что будет. Спортсмены всегда должны быть готовы к критике. Мы у всех на виду. Но судьи кто? Бог мне судья, но не люди. Какой-то комментарий в твой адрес — это всего лишь слова. Не чужие люди тобой управляют. Когда мама сказала, через 2 недели завяжешь, это было мотивацией. Я этим воспользовался. Нужно уметь фильтровать, что тебе говорят. Уметь слушать то, что тебе помогает двигаться дальше. Когда падаешь, ты, как снежный ком накатываешь на себя то, на что обращаешь внимание. А ты обрати внимание на добрую, мудрую, хорошую, здравую критику. Тогда посмотришь на все другими глазами. Проиграл — не значит остановился. Пока ты полон сил, пока есть внутреннее желание и возможность, надо двигаться дальше. Спокойно, с улыбкой смотреть трудностям в лицо. А это и есть сила. К сильным людям всегда тянутся. С сильными людьми остаются такие же.
Вы говорите в одном из интервью: «На моей планете нет понятия «стоп». На моей планете есть понятия «встал, отряхнулся, пошёл дальше». Проигрыши вас не выбивают из колеи?
Нет, конечно, это и есть та самая возможность, те бонусы, которые тебе дает Вселенная. Многие это не понимают.
В различных источниках пишут, что Вы были в Печерском монастыре, чтобы восстановить свое душевное равновесие. Почему такое решение приняли? Что Вы там осознали?
Это был переломный период в моей жизни, может быть кризис среднего возраста. Я переживал уход из большого спорта. Был в поиске себя. Этот период тянулся 5 лет, с 2013 по 2018 год. Я должен был найти для себя какие-то знаки, помощь от Бога. И долго не пришлось ждать, все разрешилось само собой. Занятия боксом, бой с Емельяненко и жизнь поменялась на 180 градусов.
Что поменялось?
Отношение к себе. Проигрыш иной раз срабатывает как таблетка от какой-то болезни — от гордыни или неуверенности в себе. Проигрываешь и сразу вспоминается одна цитата: «В ничтожестве начинается величие». Но величие – это не корона на голове, а переосмысление. То ты летал где-то в облаках, то рылся под землей в поисках какой-то истины, а тут тебя опустили на землю. Ты ходишь по земле и понимаешь: все хорошо. Все что происходит, все не зря, просто нужно рассмотреть хорошее.
Хотелось бы что-то забыть или изменить в жизни?
Изменить – нет, все бы сместилось во временном континууме и пошло бы по другому сценарию. Сегодня идет так, как должно. Я рад, доволен и счастлив, просто нужно трудиться и быть чемпионом своего внутреннего мира
А думали ли Вы над тем, если бы не спорт, чем могли бы заниматься?
Думал, но даже представить не могу. В любом случае, что бы я ни выбрал, уверен, так же бы трудился. Но мог бы быть, наверное, артистом, актером, журналистом, писателем.
Вы проводите турнир по силовому экстриму в Нижневартовске. Есть богатыри в северных селениях?
С этим все нормально. Пока у нас есть такие люди как Александр Анатольевич Петерман, спорт будет жить. Я это говорю не для того, чтобы Александр Анатольевич похлопал меня по плечу, я констатирую факт. Имен нынче много, людей мало. А развивать этот вид спорта, не ММА, не футбол и не хоккей, большое дело. А турнир – настоящий праздник для города.
А какой он настоящий русский богатырь?
Который Родину может защитить, близкого, семью. Богатыри стояли на границах.
Сегодня Михаил Кокляев — это кто?
Учитель физкультуры. Ключевое слово — учитель.
А чему хотели бы научить детей?
Любить и защищать Родину, семью. Друзей не предавать.
За что сегодня благодарите жизнь?
За жизнь.
Вы часто говорите и пишите в соцсетях, что жизнь интересна. А чем она сегодня Вам интересна?
Встречами с новыми людьми, которые ждут поддержки, какого-то слова, которое поможет им жить. Людям иногда кажется, что я их мотивирую, на самом деле все идет обоюдно. Я тоже от них мотивируюсь.
В 40 лет жизнь только начинается?
Она всегда только начинается. Утром просыпаешься, и жизнь начинается по-новому. Проснулся – солнце, на следующий день – дождь или снег. Ко всем этим переменам нужно быть готовым. Если сильно жарит солнце, спрятаться, льет сильный дождь – взять зонтик. Не опускать руки, не поднимать их, а держать себя в руках.
Такие глубокие мысли…
Это жизнь. Что ты написал, то и читаешь. Просто кто-то широко смотрит на мир, а кто-то нет, от чего и не находит выхода.
Мастер спорта в 16
Я ушел с улицы, понял, что спорт — моя семья, мне комфортно с этими людьми, с тренером. Я взахлеб читал книги о спорте, ждал, когда придет новый журнал «Олимп», где говорилось про бодибилдинг, армрестлинг, тяжелую атлетику. В 16 лет стал мастером спорта Российской Федерации по тяжелой атлетике, в 20 лет — мастером спорта международного класса. Мечтал об олимпиаде. Но уже тогда видел, что происходит в сборной, и что спортивный принцип был только на бумаге. Тогда решил, что мне нужна семья. Все-таки спорт — это временное явление, а семья — надолго. Познакомился со своей женой Оксаной. Мы вместе уже 22 года. И, знаете, тому молодому Мише я сегодня говорю: «Миха, молодец, что ты так поступил».
Своей жене я не задавал вопрос: «Ты готова жить со спортсменом, который не играет в футбол и в хоккей?» Она внутренне понимала, что готова. И до сих пор со мной, за что ей спасибо огромное. У нас двое детей.
Путь чемпиона
Мои родители воспитали меня по умолчанию. Они никогда не занимались нравоучениями. Я брал от них лучшее. Родители были примером того, что нужно постоянно работать. Они ходили на работу даже тогда, когда им месяцами не выплачивали зарплату. Я видел, как они пытались жить без излишек и при этом быть счастливыми. В 90-е годы мы выживали за счет пенсии дедушки и бабушки, и за счет того, что росло в огороде. Плюс в 15 лет я стал кандидатом в мастера спорта, и меня поставили на ставку в детской юношеской школе. Родители видели, что я расту нормальным пацаном, и верили, что общеобразовательная школа Советского Союза объяснит мне, что такое хорошо и что такое плохо. Не прогадали. Как сказал один из публицистов: «Человек ни в чем не виноват, виновата среда, в которой он находится». Я продолжаю жить в том советском кино, где честь, достоинство, доблесть, мудрость — основные качества Настоящего человека. Я вырос на Достоевском, Островском, Тургеневе, Лермонтове, Есенине. Вырос в среде, где открытость, взаимопомощь, сострадание, ответственность — не пустые слова. Многие спрашивают, в чем секрет вашего успеха? В том, что я придерживаюсь вот этих принципов. Когда есть дисциплина и порядок, как во вселенной, где земля вращается вокруг солнца 365 дней в году, будет и успех в жизни. Сегодня, к сожалению, царствует правило: живи для себя, будь потребителем, потому что неизвестно будет ли завтра. Это приводит к тому, что люди к зрелому возрасту обрастают кредитами и в отношениях непонятно что. Отец научил меня играть на гитаре, на гармошке, все остальное передалось по ДНК.