В декабре 2021 года в городе Нижневартовске открылась новая стоматологическая клиника с нетипичным названием — «Культура улыбки». Основатели клиники, доктора Родионов Денис Евгеньевич и Шарипов Артур Маратович, развивают стоматологию системных решений. От формирования планов лечения пациентов до процесса менеджмента — всё в «Культуре улыбки» систематизировано. Таким же системным и структурным получился и наш разговор.
Нам удалось поговорить с главным врачом клиники Денисом Родионовым и исполнительным директором Ириной Родионовой. Артур Маратович в это время проводил операцию. В каждой фразе наших героев чувствовалась преданность своему делу, любовь и забота о людях. Поговорили о принципах работы клиники, узнали о настоящей культуре улыбки, о коронных услугах и о возможности сделать новые зубы всего за один день.
Что такое «Культура улыбки»?
Денис Родионов. «Культура улыбки» — это не типичная стоматология, куда мы привыкли забегать раз в год или «по случаю больного зуба», а стоматология системных решений. Мы разработали систему, призванную изменить отношение пациента к своему стоматологическому здоровью: взять на себя ответственность за то, как долго оно (здоровье) будет в жизни человека. Клиника «Культура улыбки» открылась полтора года назад. Но уже за два года до открытия, мы, вместе с Артуром Маратовичем, будучи специалистами разных клиник, начали применять комплексный подход и коллегиальное принятие решений в лечении, желая обеспечить пациенту наилучший результат. Координировать процесс «логистики пациентов» помогала Светлана Зацепина, которая впоследствии стала членом нашей команды.
Ирина Родионова. Можно сказать, что формат и идея «Культуры улыбки» начиналась с трех человек: двух докторов, преданных своему делу, и администратора. На этапе разработки бренда и открытия клиники подключилась я в качестве исполнительного директора. Моя задача заключалась в том, чтобы соединить стоматологический системный подход с процессами менеджмента и «расширить наш опыт» до семнадцати человек в штате. Организовать высокий уровень заботы, не потеряв ни в качестве, ни во времени. Имея за плечами пятнадцатилетний опыт работы с бизнес-процессами, шестилетний управленческий опыт в нефтесервисной и технологичной (IT) компаниях, пройдя обучение по стратегическому и процессному менеджменту у профессора Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.Т.Рубаника (за организацию обучения благодарю С.Г.Сергеева, моего бывшего руководителя), мне удалось это сделать. Несмотря на то, что я, Артур Маратович и Денис Евгеньевич разные люди, наши цели сходятся: мы хотим динамично развиваться как профессионалы и создавать продукт высокого качества для наших горожан и соотечественников.
Что такая система значит для пациента?
Денис Родионов. Это значит, что он готов вкладывать в свое здоровье ресурсы: денежные, временные и даже умственные. Готов разбираться в причине и предвидеть, как способы лечения, которые он выбирает для себя сегодня, скажутся на его состоянии не через год-два или три, а через 10-15 лет.
Что это значит для вас, как для стоматологии?
Денис Родионов. Комплексный и системный подход означает, что даже «адресную помощь», цель которой снять симптом, мы предлагаем решать как тактическую задачу в рамках стратегического плана лечения. Мы ориентированы на поиск причины состояния и её устранение. Для пациента это возможность получить более долгосрочный результат и расширенную гарантию. Это нас и отличает. У нас командная работа, где каждый специалист узкопрофильный, при этом все решения принимаются коллегиально. Фактически над проблемой одного человека работает не один врач, а целая коллегия врачей во главе с главным врачом. Мы за прозрачное, уважительное долгосрочное сотрудничество между доктором и пациентом. Оказываем весь спектр стоматологических услуг, но нашими профессиональными, «коронными» являются: спасение зубов от удаления, проведение костной пластики различной сложности, новые зубы за один день, имплантация, высокоэстетичные ортопедические работы: коронки, виниры, восстановление полной анатомической формы зубов после проведенного лечения, система профилактики и гигиены Smiletone@.
Почему клиника называется «Культура улыбки»?
Ирина Родионова. Этому есть три причины. Первая: наша миссия — изменить отношение людей к своему стоматологическому здоровью. Мы прививаем культуру ухода за зубами: рассказываем, для чего посещать доктора не только в период зубной боли; на уроках гигиены учим людей правильно чистить зубы дома; ведем просветительскую работу на тему превентивных мер, повышаем уровень стоматологической грамотности среди населения. То же самое касается наших сотрудников: воспитываем и находим среди коллег тех, кто придерживается таких же ценностей, что и мы. Обладает высоким уровнем амбиций и профессионализма, стремится непрерывно развиваться, имеет объемный взгляд на здоровье, умеет честно и достойно конкурировать. Мы общаемся с коллегами не только из Нижневартовска, но и из российского и зарубежного стоматологического сообщества. Вторая причина: мы — интеллигентная клиника, и хотим, чтобы это проявлялось во всем, что мы делаем: от названия до умения вести себя порядочно даже в конфликтных ситуациях, если они возникают. Наши ценности: открытость, дружелюбие, прозрачность, образование, эмпатия. Мы поддерживаем их на уровне действий и коммуникации. Третья причина: мы хотим ассоциироваться с заботой, поэтому решили исключить из названия слова-триггеры, пугающие наших пациентов: зубы, доктор, стоматолог. Перед запуском стоматологии была проведена большая исследовательская работа, в ходе которой мы выяснили главные страхи людей относительно стоматологов и барьеры, мешающие им приходить к нам с той частотой, которая необходима, чтобы иметь здоровую улыбку.
Клинике «Культура улыбки» год. С какими пожеланиями вы бы хотели обратиться к своим пациентам?
Ирина Родионова. За год работы клиники мы столкнулись с различными мифами о стоматологическом здоровье. Мы бы хотели их развеять.
Менять пломбы каждые 3 года — это норма?
Мы позиционируем эту услугу, как восстановление анатомической структуры зуба, и выполняем свою работу так, чтобы пациенту не пришлось к нам возвращаться через два-три года. Даем гарантию. К сожалению, агрессивный маркетинг с демпингом цен негативно влияет на стоматологическую культуру и на здоровье пациента. Когда пациент видит рекламу с призывом прийти и сделать пломбу за «1999 рублей», он думает, что это и есть лечение. Но лечение — это исцеление, а исцеление — от слова “целостность”. Устраняя причину, мы возвращаем целостность зубу. Конечно, каждый выбирает сам, но мы хотим показывать пациентам альтернативный путь: сделать дороже, чем разовое обращение, но надолго. Да, в моменте кажется, что ты сэкономил, получил выгоду, но в долгосрочной перспективе — нет. Ведь любое вмешательство в процессы организма — это дополнительный стресс. Плюс, чем чаще человек ставит пломбу, тем быстрее ткани зуба истончаются. Предположительный итог такой ситуации со временем — потеря родного зуба. И это не норма. Норма — поставить одну пломбу сроком службы от 5 лет, сохранив максимально надолго свои родные зубы.
Мы живем в век маркетинга и конкуренции, находимся на рынке услуг. Наша клиника выбирает «играть» честно, ставя на первое место интересы пациента и свою репутацию.
Удаление зуба — единственное решение проблемы?
Удалить зуб кажется самым простым путем, но не всегда самым правильным. Зуб такой же «орган», как и все остальные, и ни один искусственный «протез» не заменит то, что дано нам природой. Главный врач клиники «Культура улыбки», Денис Родионов, выполняет сложные стоматологические манипуляции по спасению зубов с 2008 года. С 2013 года, обучившись в Израиле, выполняет манипуляции с использованием дентального микроскопа.
Стоматология – это дорого?
Да, действительно, качественные стоматологические услуги, гарантирующие результат, не могут стоить дешево. Стоимость складывается из:
Знаний доктора, его многолетнего опыта и отработанных навыков. В нашей клинике мы перенимаем опыт у лучших коллег, планируем обучение и закладываем бюджет на год для каждого сотрудника.
Дорогостоящего оборудования, позволяющего работать с архивысокой точностью;
Качественных материалов: несмотря на сложную логистическую ситуацию, мы не стали отказываться от иностранных материалов, доказавших свою эффективность (некоторые в течение пятидесяти лет). Они дают нам уверенность в результате, который мы гарантируем.
Конечно, это требует финансовых вложений от пациента, но эти вложения — выгодная инвестиция в себя, которая обязательно окупится. Пациент ощутит совершенно другой уровень качества жизни после того, как завершит свой первый план лечения. Наши пациенты — это люди, которые ценят свое здоровье, время и деньги: ведь если сразу сделать хорошо и надолго, это будет гораздо выгоднее и бережнее по отношению к своему организму, чем возвращаться к проблеме снова и снова.
Стоматология — это больно и страшно?
Мы понимаем, откуда идут корни этого убеждения — из детства, когда большинство из нас получили травматический опыт при общении со стоматологами. В Советском Союзе в 90-е годы не было ни оборудования, ни медикаментов, ни знаний и, наверное, желания сделать посещение клиники комфортным. Сейчас все изменилось. Мы используем обезболивание, оборудование и медикаменты, которые минимизируют неприятные ощущения, регулярно оттачиваем мануальные навыки. «Культура улыбки» не стремится к работе на поток, здесь мы уделяет каждому пациенту столько времени, сколько ему требуется. Музыка, фирменный аромат, интерьер, работа ассистента на приеме и куратора пациента вне приема — все выстроено так, чтобы создать психологический комфорт. Вы не поверите, но наши пациенты иногда так расслабляются, что засыпают в кресле. И мы рады, что меняем тенденцию к лучшему.
Причина плохого или хорошего состояния зубов — это генетика, и ничего не поделаешь?
На самом деле, генетическая предрасположенность в стоматологической сфере — это лишь 10%, а 90% — это уход. На уроках гигиены мы наглядно показываем, как развивается кариес, почему он развивается, и по системе Smiletone@ учим пациентов заботиться о своих зубах. Мы хотим ввести моду на профилактику и гигиену. Чтобы чистить зубы после еды было нормальным, а ходить на чистку — было доступно и стало такой же обычной привычкой, как маникюр или чек-ап организма. Это общемировой тренд, который мы поддерживаем в России и в своем родном городе.
В 2021 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию о гигиене полости рта, где рекомендовано перейти от традиционного подхода, ориентированного на лечение патологий, к профилактическому, направленному на охрану здоровья полости рта и оказанию своевременной, комплексной и всесторонней помощи.
Делать профилактику и гигиену зубов нужно раз в год или раз в полгода?
Это еще один стереотип советского времени, когда была тенденция к уравнению: все примерно равны и имеют одинаковые потребности, а значит и способы для их удовлетворения. Сегодня мы видим стремление к уникальности, следствием которого является персонализация услуг. Организм каждого из нас уникален, как и ритм жизни, факторы и течение кариеса различны, поэтому одному человеку необходимо делать профилактику и гигиену два раза в год, а кому-то — четыре. Но если бы традиционных одного-двух посещений было достаточно, то кариес не был бы столь распространенным недугом среди населения россиян. Поэтому мы рекомендуем 4 раза в год приходить на гигиену полости рта.
Пациент думает: «Мне не нужна диагностика, я знаю сам, что меня беспокоит».
Большое внимание в системе «Культуры улыбки» мы уделяем диагностике: просим пациента прийти на первый прием с результатами КТ, проводим внутриклинический осмотр с помощью высокоточного оборудования, которое показывает то, что не увидеть доктору визуально и не почувствовать пациенту. Чтобы выявить причину, поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, нужна точная диагностика и оптика.
Стоматологию открыть легко?
Открыть стоматологию не так сложно, сложнее выстроить систему и выдавать регулярно гарантированно высокий результат, при этом не возгордиться, добившись признания или каких-то финансовых показателей, а продолжать расти и развиваться, ставя все более амбициозные цели, держать в фокусе внимания тех, без кого ни один медицинский бизнес не может существовать — своих пациентов.
В стоматологии важна сильная команда, которая действует слаженно, как один. Да, имена Родионова и Шарипова помогли нам создать поток клиентов в первый год работы. Мы благодарим всех наших преданных пациентов. Но «Культура улыбки» — это не только имена докторов-основателей, это блестящие ассистенты, искренне любящие людей администраторы, доктора команды, которые имеют положительный опыт и продолжают учиться с космической скоростью, чтобы сдерживать обещания бренда, и брать ответственность за результат.
9 интересных фактов
о «Культуре улыбки»
- «Культура улыбки» приглашает на работу специалистов
с профессиональным медицинским образованием без
опыта работы и обучает их, повышая квалификацию в
своей школе ассистентов. - Пищаева Ирина Васильевна, старшая медицинская
сестра и старший ассистент, проработав с доктором Д.Е.Родионовым 11 лет, в 2023 году получила награду
“Королева ассистентов” на конгрессе ассистентов Dental
Assistant Russia в г. Москве. - 90% пациентов в первый год работы клиники пришли по
рекомендации, доверяя именам Д.Е.Родионова и А.М.Шарипова, при этом клиника никак не рекламировала себя. - В «Культуре улыбки» действует корпоративный кодекс, на знание которого сотрудники сдают аттестацию каждые полгода.
- В клинике весь процесс лечения, от планирования до реализации, происходит в цифровом протоколе, а значит является
максимально предсказуемым для врача и пациента. - «Культура улыбки» предоставляет свою расширенную гарантию на полный комплекс услуг, при условии выполнения всего плана лечения в клинике и выполнения рекомендаций.
- После операции пациент получает косметичку с препаратами,
которые необходимы для восстановления. - Каждый врач в «Культуре улыбки» имеет возможность выбрать любимое узкое направление, чтобы развиваться и работать в нем.
- в «Культуру улыбки» приезжают и реализуют планы лечения
пациенты из Москвы, Санкт- Петербурга, Ханты-Мансийска, Сургута.
«Красивая улыбка — результат. И важен путь, который ведет к этому результату. Если сравнить белоснежную улыбку с вершиной горы, а лечение — с путешествием к этой вершине, то наши пациенты – это люди, которые готовы отправиться в не всегда простой и быстрый путь, а в качестве помощника взять профессионального инструктора-проводника, дополнив это крутым качественным снаряжением и экипировкой проверенных брендов. И наш пациент тот, кто понимает ценность ответственного соратника и снаряжения в этом пути. Да, это сложно, дорого, долго, но зато какой восторг по итогу! Кроме того, «стоматологический путь» можно распланировать и сделать максимально финансово и морально комфортным, «с привалами». Денис Родионов.