Олеся Харлампиева, 40 лет, педагог, руководитель Монтессори центра «Согласие», диплом Монтессори-педагога (0-3 и 3-6) Ассоциации Монтессори-педагогов России (г. Москва). Образование высшее: педагогическое и экономическое. Замужем, двое детей.
текст Мария Райт фото Мария Савилович
«Никогда не поздно найти свое предназначение, — говорит наша героиня Олеся Харлампиева, руководитель недавно открывшегося в Нижневартовске детского центра. — Главное быть в согласии с самим с собой», — уверена она. Согласие нужно находить и во многих жизненных вопросах. Но как найти его в столь сложном и спорном вопросе, как воспитание детей? И на это у Олеси свое «Согласие» — ее Монтессори центр. Об уникальной среде, методике и планах мы поговорили с нашей героиней.
Мария Монтессори — итальянский врач, педагог и психолог, известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит ее имя. Ее педагогическая система до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру. Девиз ее образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».
Олеся, сегодня все чаще встречаются молодые мамы, которые, находясь в декретном отпуске, понимают, в каком направлении они хотели бы развиваться, у них зарождается бизнес-идея. Вы, будучи в декрете, открыли свой центр. Что подвигло Вас на его создание? Это реализация давних планов или желание что-то доказать самой себе?
Честно признаюсь, никогда не мечтала об открытии своего детского центра. До рождения сына 8 лет проработала в Сбербанке России. Последние 4 года в подразделении корпоративно-инвестиционного бизнеса. Очень любила свою работу, прекрасный и сильный коллектив и, конечно же, клиентов, которые делали меня сильнее, мудрее, опытнее. Реализация сложных проектов приносила огромное удовольствие и удовлетворение. Мне всегда очень везет с людьми. Вот и здесь у меня были самые замечательные и сильнейшие руководители: Оксана Александровна Потапова, Вадим Мерзляков, Вадим Лебедев и Денис Герасимов. Работая ежедневно рядом с ними, плечом к плечу, я получила те знания и навыки, которые сегодня с успехом могу применить и реализовать в бизнесе. Ранее работала в Гимназии преподавателем естественных наук (химия и биология). Успела также выпустить свой класс, где была классным руководителем. С рождением сына и наличием длительного отпуска появилось много свободного времени, которого так не хватало раньше. В такие моменты начинаешь задумываться, по какому направлению идет твоя жизнь, в чем ее смысл и каким бы ты хотел видеть итог. Вот отсюда и начали зарождаться мысли о том, чтобы создать какой-то прекрасный, мощный, социально-значимый проект для нашего города. С философией Марии Монтессори была знакома неглубоко. Но отклик в моей душе она нашла только сейчас. За последние два года получила Монтессори-образование в двух Монтессори-Ассоциациях. Летом 2019 года — в Москве вводный курс Философии Марии Монтессори. А в течение 2020 года получила основное образование, которое и дало толчок к открытию центра. Обучение проходило у лучших педагогов России, посещали с сыном множество Монтессори центров (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень). Училась у председателя Ассоциации Монтессори России — Ларисы Юрьевны Климановой. Дети ее центра демонстрируют потрясающие результаты: в 4 – 5 лет уже с легкостью складывают, умножают и делят многозначные цифры, возводят их в степень, пишут и читают, умеют выражать свои мысли, имеют широкий кругозор, а самое главное – спокойны, жизнерадостны, заботятся друг о друге и являются абсолютно самостоятельными. Я приехала оттуда с огромным багажом знаний, невероятным вдохновением и желанием поскорее начать свое прекрасное дело.
В чем философия метода воспитания детей Марии Монтессори?
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу. М. Монтессори обратила внимание, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды – это промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, НО может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш их не пропустит.
Мы, взрослые, должны воспринимать ребенка как огромную неизведанную вселенную и предоставить ему возможности для реализации себя, для полноценного своего развития. Дать ему полную свободу действий в этой среде, возможность выбирать, самостоятельно принимать решения, пробовать, ошибаться и вновь пробовать. В системе Монтессори нет соревновательного процесса и субъективной оценки ребенка со стороны взрослого. Ребенок может оценить свою деятельность самостоятельно посредством контроля ошибок. Это формирует в нем независимость от чужого мнения, уверенность в себе и своих силах, умение объективно оценивать себя и свои поступки. Нельзя навязывать ребенку собственное мнение, подводить его к желаемым ответам на вопросы, недопустимы критика и запреты. Кроме того, Мария Монтессори была против того, чтобы ко всем детям применялись единые требования и программы, так как каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес. Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать подходящий момент также нельзя.
Вы уже частично начали рассказывать про разные зоны, давайте более детально о них поведаем.
Монтессори среда уникальна тем, что все материалы строго распределены по зонам, систематизированы и упорядочены от простого к сложному. 1. Зона сенсорно-моторной координации; 2. Зона навыков упражнений практической жизни. Ей отведена отдельная комната. Здесь ребенок приобретает навыки ухода за собой, окружающей средой, учится прекрасным манерам, этикету, вежливости и изяществу. По пятницам, совместно с детьми, будем проводить мастер-классы по кулинарному искусству: печь печенье, яблочный пирог, готовить салаты, запекать картошку и многое другое; 3. Зона развития речи; 4. Зона математики; 5. Зона «космоса» – здесь формируется общее представление об окружающем мире, а более подробно мы изучаем астрономию, географию, ботанику, зоологию, анатомию, палеонтологию и пр.; 6. Зона музыки; 7. Зона творчества.
Огромный проект, который будет длиться в течение года, — «Лента времени». Будем изучать, как образовалась вселенная, планеты, какие животные и растения появились раньше, какие позже, как в процессе эволюции изменилась жизнь на нашей планете. Все теоретические знания соотносим с практической деятельностью.
Что дает такой подход в обучении детям?
Дети всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Почему вокруг метода воспитания детей Марии Монтессори столько споров?
Очень часто мне задают вопрос: «Всем ли детям подходит этот метод?». Соглашусь с единомышленниками данной методики: детям подходит всем. Родителям — нет. Метод не подойдет родителям, которые не готовы отпустить ребенка в «свободное плавание», родителям с авторитарным стилем воспитания, родителям, которые тревожатся по поводу использования в обучении настоящих предметов повседневной жизни – горячего утюга, гвоздей и молотка, иглы с пяльцами, стеклянной посуды и ножей и др. Кроме того, существует заблуждение, что эта система годится только для детей с особенностями развития. Это мнение сложилось в связи с тем, что Мария Монтессори была врачом и работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, которым нужна была помощь больше педагогическая, нежели психологическая. И, совместно с доктором Э. Сегеном, разработала свои материалы и методические приемы, творчески их переработав. Благодаря этим методикам, особенные дети стали чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах. А когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, и она адаптировала её для всех.
Многие говорят, что это «метод вседозволенности».
Существует огромная разница в понятиях «свобода» и «вседозволенность». Монтессори метод – это метод «свободы выбора». Когда человек впервые попадает в Монтессори-центр или сад, то вот какую картину видит: все дети занимаются своими делами и копошатся, как муравьи. Ими никто не командует и не управляет, но при этом в группе царит идиллия. Почему так происходит? Дело в том, что свобода в Монтессори-классе – это не вседозволенность и анархия, а ответственность, право на самостоятельность и способность принимать взрослые решения. Это свобода выбора во всем. Выбор рабочего пространства, выбор материалов для работы, выбор времени/продолжительности работы, выбор метода работы с материалом, а также выбор партнерства (один, с другом или педагогом). Вот это и есть понятие свободы в Монтессори среде. Его собственные природные инстинкты и способности сформируют внутреннюю дисциплину. Активность и свобода дают ему возможность самостоятельно выбирать цель и решать поставленную задачу, а не повиноваться командам взрослого.
Говоря о педагогах, кто будет работать с детьми?
Центр открылся под руководством и контролем Ассоциации Монтессори педагогов России. Здесь будет проходить регулярный аудит деятельности. Обучение педагогов будет проходить также под эгидой Ассоциации со стажировкой и повышением квалификации в Москве, с посещением конференций и наблюдением за работой педагогов и детей в других центрах страны. Хорошо подготовленный Монтессори-педагог – редкость, и мне хочется видеть в нашем центре именно такую команду единомышленников – сильных, жизнерадостных, искренне любящих детей и «думающих сердцем».
Как изменилась Ваша жизнь с появлением центра?
Обрела спокойствие, я ощутила духовный рост, прилив сил и полное удовлетворение. А самое главное – своих детей начала видеть совсем другими. Как только отпускаешь внутри материнскую тревогу и пробуешь посмотреть на ребенка не через призму своего жизненного опыта, а, безусловно, с доверием и спокойствием, то начинаешь видеть, что это совсем другой человек, полный своих чувств, желаний и нежеланий, способностей и настроений, что это неизведанная вселенная. И наша задача – подарить ему любви столько, сколько ему нужно, организовать правильное, безопасное пространство для развития и не мешать ему в его деятельности, а быть помощником, если он об этом попросит. И вот тогда мы увидим, как растут счастливые, сильные и уверенные люди, способные самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия.
А в воспитании своих детей Ваши принципы изменились?
Однозначно, да! Моя старшая дочь Полина с 4 лет в профессиональном спорте. Сейчас ей 12. С 6 лет ездит на сборы и соревнования с тренером и командой. Несколько месяцев может спокойно жить вдали от дома, в чужом городе или стране. Самостоятельная, спокойная. Спорт научил ее ответственности, хладнокровности, дисциплине, порядку и стал ее второй жизнью. Наверное, если бы я познакомилась с философией М.Монтессори раньше, жизнь Полины была бы сейчас другой. Возможно, кроме способности к художественной гимнастике я рассмотрела бы в ней и ее способность к иностранным языкам, и любовь к путешествиям, фотографии и многое другое. Часто спрашиваю ее, хотела бы она, чтобы жизнь сложилась по-другому. Твердо отвечает: «НЕТ!». Но только теперь я понимаю, какая ответственность лежит на нас, родителях, именно в первые 6 лет жизни ребенка, когда мы определяем его интересы и увлечения. Нужно быть в этом очень внимательным и чутким.
Сына воспитываете уже по методу Монтессори?
Сашу можно назвать Монтессори ребенком. Он растет самостоятельным мальчиком и в свои 2,5 года может полностью себя обслужить, при условии, что все необходимое находится в его зоне доступа. Он научил меня многому. Слушать, понимать, уважать его мнение и настроение, помогать, только когда он об этом просит, предвидеть ситуации, если что-то пошло не так, быть помощником, уметь приглядываться и ничего не пропускать.
Вы успешная и уверенная в себе женщина. Как Вас воспитали Ваши родители?
Ответственность, трудолюбие и максимальная занятость. Вот три кита, на которых строилось мое воспитание. Мама – педагог. В будние дни в школе с ней. Выходные с отцом – летом рыбалка на речке, зимой с удочкой у лунки, выходные на лыжах по зимнему лесу, ну и обязательное трудовое воспитание с лопатой на даче. Впрочем, все, как у всех советских детей, думаю. И все это было в удовольствие и в радость. Обожаю вспоминать то время. Кроме школы была еще музыкальная школа, которую закончила с отличием. Детство прошло в духовной столице Сибири (г. Тобольск). Поэтому до 10 лет посещала еще и воскресную школу. Это, кстати, был исключительно мой выбор.
Если бы Вас воспитали по методу Монтессори, то какой бы Вы были?
Сложно ответить на этот вопрос. Наверное, нужно относиться к этому философски. О том, как сложилась моя профессиональная деятельность – не жалею. Но чувствую, что потенциалы раскрыты не все. Сейчас много об этом задумываюсь. До сих пор пытаюсь понять себя, что бы я могла еще сделать?
Никогда не поздно найти себя и реализоваться?
Абсолютно согласна с Вами. У женщины должно быть любимое занятие. И это не обязательно какой-либо бизнес-проект. Это может быть хобби, увлечение, которое вдохновляет и приносит удовольствие. Часто бывает так, что хобби и любимого дела нет. Как быть? Нужно попробовать внимательно прислушаться к себе, понаблюдать, что больше всего нравится, от чего получаете удовольствие, на чем останавливаете свой взгляд и испытываете радость, о чем читаете, какие статьи ищете, какое окружение является более приятным для общения? И откроется огромный список того, чем с огромным удовольствием можно заняться и стать счастливее. Ну и бизнес-план при желании для хобби разработать несложно.
Марии Монтессори принадлежат слова: «Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь». А где Вы находите любовь?
В себе, прежде всего!
А силы?
Дома спасает сорокаминутная пробежка – заряд силы и бодрости на день обеспечен! Небольшие путешествия с посещением спектаклей, выставок, музеев или концертов. Выходных в Москве или Санкт-Петербурге порой достаточно для того, чтобы восстановиться и работать. Приезжаю воодушевленной и полной сил! Много путешествуем. Это прекрасно! Люблю Европу. Обожаю Италию — моя любимая страна, была там уже, наверное, раз 10. Мечтаю посетить первый дом ребенка Марии Монтессори — Casa Dei Bambini. Люблю природу и активный отдых.
Кто Ваша опора и поддержка?
Муж! Он очень легкий на подъем и быстро загорается какой-либо идеей. Всегда безусловно верит во все мои идеи и начинания, не оставляя мне шансов остановиться и не пойти дальше. Мои дети вдохновили меня на этот проект. Благодарю их от всего сердца!
Ваша деятельность сегодня — это хобби, работа или удовольствие?
Это удовольствие, хобби и работа. Именно в таком порядке. Первоначальный посыл – реализация социально-значимого проекта, в который смогу вложить все, что знаю и во что верю. Влюблена в эту философию всей душой. И очень хочу, чтобы как можно больше детей смогли заниматься по этой системе!
В методе Монтессори нет ничего случайного, все продумано до мелочей. А как Вам кажется, можно ли в жизни все продумать до мелочей?
Я убеждена, что все в этом мире подчинено законам природы, на которые мы не можем повлиять, но можем использовать эти законы во благо и быть сильнее.
И какой главный закон природы?
Все в мире закономерно.
Как Вам кажется, Вы нашли себя в жизни?
Да! Ни разу сомнения не поселились в моей голове и душе. Очень надеюсь, что найду отклик в сердцах детей и родителей.
Что, по-вашему, значат слова «добиться успеха»?
Успех – когда помимо реализации своей цели и финансового благополучия, ты надолго остаешься в памяти у людей. Вот это истинный успех. Для меня очень ценно, когда сегодня ко мне приезжают, звонят и вспоминают меня мои ученики, которых я учила, работая педагогом. Буду очень рада, когда дети, выпускники нашего центра, станут в будущем свободными, талантливыми, успешными, жизнерадостными людьми!