В Нижневартовском театре юного зрителя начался новый 30 театральный сезон: пока в зале не ждут зрителей — общение
происходит только в безопасном формате онлайн. Зато активно идет работа над новыми проектами и спектаклями. И в этом юбилейном сезоне ее действительно много: осенью должны состояться три премьеры.

фото Игорь Лабузов

Директор театра Татьяна Владимировна Касаткина уже четвертый год занимает руководящий пост в бывшем театре кукол «Барабашка», который недавно был переименован в Нижневартовский ТЮЗ. Она отмечает, что работать в таком режиме для театра скорее норма, график событий и репетиций всегда достаточно плотный,
плюс обязательные выезды и гастроли по округу. В обычное, докарантинное время, за год здесь проходит более 50 тысяч зрителей: детей, подростков, взрослых. Жизнь не остановилась и сейчас, в Большом зале параллельно нашему разговору идет репетиция, работают цеха и технические службы.

У директора театра огромное количество задач и вопросов каждый день. Каково это быть успешным руководителем? Как привлечь аудиторию в зрительный зал? И правда ли, что работа в театре –
это праздник, который всегда с тобой? Обо всем этом мы поговорили с Татьяной Владимировной Касаткиной.


МЕНЕДЖМЕНТ И ТВОРЧЕСТВО


«Прежде всего, руководитель должен обладать определенными знаниями и компетенциями, понимать, что такое управление, видеть его многогранность и проявлять гибкость в этом процессе
Быть директором — это умение ставить цели, анализировать, планировать, контролировать, прогнозировать предполагаемый результат. Необходимо обладать определенными лидерскими качествами и, конечно, иметь высокий уровень культуры. На мой взгляд, если человек хороший руководитель, то он может успешно работать в разных сферах: и в культуре, и в образовании, и в любой
другой области.
-Как и прежде, наша основная аудитория
– это семейный зритель. Мы полностью сохранили все спектакли и труппу, хотим развивать вечерний репертуар. Думаю, что это важно и для артистов: у каждого есть роль мечты и желание работать над серьезной, «взрослой» драматургией. Ведь у зрителей в нашем городе сложился стереотип восприятия театра кукол только как театра для самых маленьких детей. Да и спектакли мы обычно проводили только в дневное время. Задумок у нас очень много, мы хотим, чтобы каждый сезон был запоминающимся и для нас, и для зрителей. Сейчас идут репетиции трех новых спектаклей, два из которых как раз будут интересны и подросткам, и взрослым. Традиции, которые были в театре, остались и поддерживаются: это День именинника,
театрализованные представления перед спектаклями, тематические встречи, Музыкальные гостиные, экскурсии. Это всё было и будет… И от кукол мы никуда не уйдем, например, в новой постановке Сергея Ускова «Бременские музыканты» будут использованы куклы, но адресована она уже будет не малышам, а детям постарше, подросткам.
Конечно, приходится сталкиваться с рутиной, ежедневными
тривиальными задачами, но всё это необходимо, чтобы театр
развивался. В прошлом году по результатам независимой оценки качества оказания услуг мы стали третьими среди всех организаций культуры округа. А еще три года назад были на одиннадцатом месте. Прошли и ежегодную сертификацию. Оценивались разные показатели: комфорт пребывания зрителей в театре, наличие условий для маломобильных групп населения. Нам очень важно, чтобы у нас было удобно и комфортно всем».

Я много времени посвятила своему обучению: сначала получила педагогическое образование, затем закончила МГУ им.
Ломоносова по специальности «практическая психология», впоследствии получила дополнительное профессиональное
образование по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление учреждением культуры» в РАНХиГС при Президенте РФ.
Работе в сфере образования я посвятила более 20 лет: была педагогом-психологом, потом заместителем руководителя, и далее получила предложение стать руководителем образовательного учреждения.
Понимание, что такое управление, сформировалось у меня благодаря многолетнему опыту: на руководящей должности я нахожусь с 2001 года. А в 2017 году была назначена на должность директора Театра
кукол «Барабашка».
Как перед директором театра, передо мной встала задача по его развитию, необходимо было познакомиться с новой системой и сформировать план движения на три года вперёд. Одновременно в
Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стояла задача увеличить количество ТЮЗов.

ИЗУЧИВ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ДАЕТ ЭТА ТРАНСФОРМАЦИЯ, И ВОЗМОЖНОСТИ
САМОГО ТЕАТРА, МЫ ПРЕОБРАЗОВАЛИ ТЕАТР КУКОЛ
В ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ.

В ТЕАТР – ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

«Театр юного зрителя — один из возможных путей приобщения ребёнка к искусству, развитию в нём творческого начала. Дети в
своих оценках и суждениях оказываются беспомощными перед выбором спектакля, поскольку у них отсутствует
достаточный театральный опыт и театральная культура. Ребёнка необходимо подготовить к восприятию искусства в целом,
так как для него всё, что непонятно – неинтересно, а значит
не запоминается и не вызывает необходимого отклика, не
оказывает никакого действия ни на сознание, ни на духовный мир. Юный зритель должен быть готов к восприятию театральной постановки, владеть художественным языком театра. И в этом ему могут и должны помочь только взрослые. Любовь к искусству формируется с детства. Я знаю семьи, где родители водят своих малышей в театр почти с младенчества. Есть такие спектакли бэби-театра для самых маленьких, так называемые «0+». Любовь и интерес родителей передается ребенку. Если взрослый был приобщен к театру с детства, то он обязательно потом приведет туда и своего ребенка. Хотелось бы, чтобы взрослые больше времени проводили со своими детьми, чаще приходили к нам именно всей семьей. Любовь к театру нужно прививать.
У меня двое детей, и они, как и я, очень любят театр, особенно старшая дочь Анна. Ребенком она очень любила играть на сцене, участвовать в любительских спектаклях. Мы с ней постоянно ходили
в театр кукол «Барабашка». И, когда я начала работать в театре, она первым делом спросила меня, идёт ли спектакль «Трям,
здравствуйте!»? Кстати, да, он по-прежнему в репертуаре.
Работая в образовании, я часто сотрудничала с театром. Познакомилась с артистом Андреем Белевским, сейчас он
уже не в труппе, но по-прежнему верен профессии. Мы дружим до сих пор. Формулировка «служить в театре» — очень точная,
так как артисты не просто работают, а по-настоящему верны своему делу.
Театр я всегда очень любила и люблю, остаюсь преданным театральным зрителем. Я часто хожу в театры на конкретного
артиста. Некоторые спектакли смотрела не один раз, есть такие, которые хочется пересматривать вновь и вновь.

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ


«Нижневартовский театр юного зрителя ведет большую работу, направленную на создание условий для развития и социализации детей с инвалидностью. Мы начали заниматься инклюзивными проектами с 2016 года. Для меня лично это очень важная
тема: я изучала клиническую психологию, общалась с семьями, в которых растут дети ментальными нарушениями. Мне всегда хотелось им помочь. Я думаю, что театр может внести свой вклад в решение этой проблемы.
Всё началось в 2016 году на Лаборатории инклюзивного театра под руководством британского режиссера Алекса Дауэра. Подобный проект впервые состоялся в нашем театре и городе благодаря коллаборации Международного фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ» и компании «СИБУР» в рамках корпоративной благотворительной программы «Формула хороших дел». Участниками были дети с ограниченными возможностями, их родители и педагоги. Итогом «лаборатории» был показ спектакля
«Волшебная скрипка». Этот опыт стал настолько вдохновляющим, что нам не хотелось, чтобы проект стал одноразовым.
И в 2018 году мы совместно с некоммерческой организацией «Координационный центр социальных проектов» создали и
реализовали проект «Театр равных возможностей», участниками которого стали дети и подростки с особенностями развития из центра реабилитации «Таукси». Их первое выступление
было в музыкально-театрализованном представлении
«Сказка про царя Гороха и про Яшку-скомороха», через год был выпущен второй спектакль – «Гусеница, которая мечтала летать». Премьеры проходили при полном аншлаге. На сцене наравне с артистами нашего театра играли дети с особенностями развития.
Это уникальный случай, когда профессиональные актеры выступали помощниками и делали это с огромным удовольствием.
Невозможно оставаться равнодушным, когда видишь, как много значит для детей театр, сколько сложностей им приходится
преодолевать, и как они радуются успешно сказанной реплике. С детьми работали режиссер Татьяна Вильвовская, хореограф
Ирина Харченко, художник-постановщик Валентина Войтенко. Для ребят были изготовлены костюмы и декорации. Репетиции
проходили на большой театральной сцене с участием режиссеров по звуку и свету.

Над третьим спектаклем, который стал самостоятельным проектом нашего театра, вместе с артистами ТЮЗа, учениками театральной студии «ТеРеМ» и подопечными реабилитационного центра «Таукси» работали приглашенные специалисты: режиссер, художественный руководитель Оренбургского государственного областного театра
кукол Вадим Смирнов и куратор лаборатории, преподаватель московской «Инклюзион Школы» Лариса Никитина.

В ЭТОТ РАЗ В ОСНОВЕ СПЕКТАКЛЯ ЛЕЖАЛ
СЕРЬЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ
– ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА МОРИСА МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА».


А в прошлом году режиссер и актриса нашего театра Ксения Лескова работала над своим инклюзивным проектом «Мы хрупкие?!». Особенные юноши и девушки, инвалиды и участники молодёжного клуба «САМиТ» выступили и в качестве соавторов пьесы, и в качестве артистов.
Как показал наш опыт, подобные театральные проекты очень многое дают людям с ограниченными возможностями здоровья. Пусть они и существуют скорее в ситуации перформанса, где играют самих себя, а не какую-то роль средствами театрального искусства, но если у них при этом горят глаза и они не пропускают ни одного занятия, наверное, мы это делаем не зря. И планируем продолжать.

оставьте ответ