В его трудовой книжке значится всего одно место работы – «Нижневартовскстройдеталь». За 20 лет в компании Роман Одокиенко прошел путь от мастера до генерального директора.

текст Алексей Шабанов фото Владислав Суханов

«ТАМ, ГДЕ ДРУГОЙ СКАЖЕТ «НЕВОЗМОЖНО», ОДОКИЕНКО НАЙДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ И СДЕЛАЕТ», – ТАК О НЕМ ГОВОРИЛ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ КУРОПАТКИН, ОСНОВАТЕЛЬ «НСД», ЗАСЛУЖЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬ РОССИИ. МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ОН ДОВЕРЯЛ ТАКУЮ РАБОТУ, ЗА КОТОРУЮ НИКТО НЕ ХОТЕЛ БРАТЬСЯ. ЭТО БЫЛИ СЛОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ. ВСЕ ПОТОМУ, ЧТО ЛЕГЕНДАРНЫЙ СТРОИТЕЛЬ РАССМОТРЕЛ В МОЛОДОМ ЧЕЛОВЕКЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА, ОН БЫЛ УВЕРЕН, ЧТО ЛЮБАЯ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА ПО ПЛЕЧУ ЭТОМУ ВЫСОКОМУ ЧЕЛОВЕКУ С ТАКОЙ ОБЕЗОРУЖИВАЮЩЕЙ УЛЫБКОЙ.

-Как Вы пришли работать в «Нижневартовскстройдеталь»?

— Всё получилось случайно. Нашёл в газете объявление конкурирующей компании и пошёл туда устраиваться на работу. Но так как промзону знал плохо, свернул в другую сторону и попал в «Нижневартовскстройдеталь». Меня сразу взяли на работу мастером. Наверное, это судьба.

— Судьба стать строителем – это случайность или целенаправленная реализация Ваших планов? Расскажите, как произошло, что Вашей судьбой стал и Нижневартовск?

— Родители привезли меня на север в пять лет из Мариуполя, большого города на берегу Азовского моря. С этого момента Нижневартовск и стал моим городом. Здесь я окончил школу. А когда встал вопрос, где получать высшее образование, выбор пал на Институт инженеров коммунального хозяйства в Харькове (сейчас это национальный Университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова). Там я учился по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Стоит заметить, что в советское время это был один из самых мощных профильных вузов, в нем я и начал свой путь в строительной отрасли. После учебы вернулся в Нижневартовск, но реализовать себя не успел. Через два месяца меня призвали в армию. Служил во внутренних войсках в Забайкалье, в 600 км от Читы, на станции Тёмная. Глушь полная. Представьте себе — застава 40 человек и никого вокруг в радиусе 300 км. Институтские трудности, которые я считал серьезными, показались ерундой. Это была суровая школа жизни, но, как я теперь понимаю, необходимая лично для меня.

-О Вашем карьерном росте рассказывают легенды — повышение чуть ли не каждые полгода. У Вас всё сразу стало получаться?

— Нет, конечно. Времена были тяжёлые: сказывалось наследие 90-х. Объемов строительства было мало, опытных специалистов не хватало — многие уехали, да и не у всех было желание развиваться и чего-то добиваться. Мне довелось работать с Карычевым Валентином, бородатым, убеленным сединами прорабом. На бытовке у него было написано: «Волка ноги кормят». Он многому меня научил и поделился некоторыми рабочими секретами. Но, в первую очередь, нужно было наладить дисциплину в коллективе. А я же был только из армии, поэтому мой опыт в совокупности с профессиональными требованиями помогли установить дисциплину, что сразу сказалось на качестве и результатах работы. В таком сочетании дисциплина и порядок по-другому воспринимаются. К тому же, финансовых механизмов воздействия не было. Необходимо было выстраивать с каждым работником личностные отношения. У меня была сильная бригада, которая хотела и себя показать, но и меня повоспитывать. Они быстро поняли, что это бесполезно, и мы вошли в хороший рабочий ритм. Для меня всегда были принципиально важны чистота и порядок. Когда мне говорили, что на объекте можно и в тапочках ходить, это комплимент был. Кроме того, «Нижневартовскстройдеталь» ведь возводила не только жилые дома, были ещё и другие объекты, которые нужно было «поднимать». В профессиональном плане очень запомнилась работа на недостроенном пожарном депо в Старом Вартовске. Мы довели его до ума за шесть месяцев, хотя проблем там было много. Тогда-то меня и заметили. Вообще, таких непростых объектов в год появлялось по 5-6. Это и интернат в Излучинске, здание Госпожнадзора, храм Рождества Иоанна Предтечи в Старой части города.

— На чем основывалась такая уверенность в своих силах? Ведь у Вас почти не было опыта.

— Я учился в процессе работы на предприятии. Пришёл через 2 года после того, как оно открылось. Было очень интересно. Молодость, мое желание работать и развиваться сделали свое дело. Набирал все больше объектов. Постоянно думал: смогу – не смогу. Специфика сложных объектов заставляла двигаться вперед. Страха не было. Ошибки, конечно, были, но они поправимы. Я когда чего-то не понимал, например, как делать сварочные швы или производить монтаж балок, выходил в воскресенье и набирался опыта у специалиста. Никогда не считал это зазорным. Зато сейчас лично знаю, как должен проходить любой производственный процесс. Считаю, что в любом деле есть понятия «делать правильно» и «делать неправильно». Если что-то не получается с первого раза, получится со второго, с третьего! Нужно добиваться результата и никогда не отступать от своего – это внутренняя установка лидера. Помню, как кроме общестроительного участка, мне добавили ещё и отделочный поток. А здесь уже нужно было выстраивать рабочие отношения с бригадой женщин. Что, как вы понимаете, отнюдь не просто. Но нет ничего невозможного.

— По Вашим словам, основное богатство ЗАО «Нижневартовскстройдеталь» — это люди. Какие у Вас критерии подбора специалистов?

— Обычные критерии. Коллектив сам воспитывает. На мой взгляд, интересно, что люди, которые работают на стройке, на заводе не выдерживают. И наоборот. Каждому своё. На стройке, конечно, работа непростая: сложные погодные условия, тяжелый физический труд. Но, с другой стороны, постоянно меняются объекты: сегодня ты работаешь в Нижневартовске, через месяц в Излучинске, ещё через месяц в Новоаганске (мы в этом году вновь стали там строить). Есть доля романтики. Конечно, коллектив сложно создавался. В начале 2000-х трудно было поднимать предприятие. Не всякому дано трудиться на формовке или на сварочных работах, под дождём и ветром. Наверное, ещё и поэтому люди всё делают с осознанностью и трудолюбием. И когда костяк предприятия такой сильный, то в нем трудно задержаться человеку, который не соответствует этим качествам. Я уверен, что такие люди, как наши работники, основа нашего общества.


Если что-то не получается с первого раза , получится со второго , с третьего! Нужно добиваться результата и никогда не отступать от своего – это внутренняя установка лидера

-Сегодня Вы уже первое лицо компании. На Вас равняются. Что Вы предпринимаете, чтобы быть современным руководителем, быть в курсе всех изменений в строительной сфере?

— Останавливаться в профессиональном плане нельзя ни на минуту. Я постоянно повышаю свой уровень квалификации. Регулярно посещаю различные строительные форумы, ярмарки, конференции, где есть возможность общаться со специалистами и научными деятелями со всего мира. На таких встречах узнаешь о новых технологиях в строительстве, материалах, оборудовании. Но сегодня я и сам уже могу многому научить: не раз выступал на подобных конференциях, делился своим опытом. Однако самая лучшая школа для строителя – это сложные объекты. В некоторых случаях недостаточно просто читать чертежи. Вот, например, ванная сварка. Если ты не знаешь, как это делается, то ничего не получится.

-Много лет Вы проработали под руководством основателя «Нижневартовскстройдетали» Евгения Куропаткина. Чему удалось у него научиться?

-Евгений Иванович обладал очень редким даром. Он всегда чувствовал человека, с которым работает, ценил каждого специалиста своей компании, поддерживал инициативы молодых. Практически все трудности сотрудника Евгений Иванович знал, даже если ты о них ему ничего не говорил. Он интересовался делами, проблемами людей. Если видел, что человек вкладывает душу в дело, никогда не оставлял его без внимания. Вот вам личный пример. Мы с женой первое время жили в Старом Вартовске в родительской деревяшке. Когда у меня родился сын, мне позвонил главный инженер Александр Федорович Литус: «Отпускаю тебя по этому случаю с работы, но надо еще к генеральному зайти». Я удивился. Никогда не забуду, как Евгений Иванович тогда сказал: «Знаю твою ситуацию с жильем. Вот тебе ключи от квартиры. Бери. Потом разберемся, как будешь выплачивать». Двухкомнатная квартира в хорошем новом доме! Для меня это был шок. Пока жена была в роддоме, я позвал друзей и перевёз всё наше нехитрое имущество. Елена с Даниилом приехали уже в новую квартиру. Ну и, конечно, Евгений Иванович был настоящим профессионалом. Строителем с большой буквы. Нам было с кого брать пример, и мы многому у него научились. Теперь стараемся достойно продолжать его дело. Технологию некоторое время не применяли, постепенно забыли, да и мастеров уже нет. В таких случаях я достаю старые учебники, изучаю, пробую и только потом берусь за чертежи. Благо, что сейчас в помощь нам интернет, а в 2004-2005 гг. такого не было.

— Сегодня «Нижневартовскстройдеталь» ведёт строительство школы в Нижневартовске на 1725 мест. Проект уникальный для города. Вы пришли на место подрядчика, который не смог завершить работу на объекте. Какие ощущения были на старте?

— Да, таких школ в России ещё не было – настоящий образовательный центр. И перед нами была поставлена задача – сделать все возможное, чтобы он наконец-то открыл свои двери для детей. Не знаю, на что
первые строители надеялись?! Это был большой долгострой. Там многое было сделано неправильно, затем брошено. 40% работ пришлось переделывать. Не думаю, что другая компания могла бы сделать этот объект лучше нас. У меня была уверенность, что у нас все получится, иначе мы за него не взялись бы. Да, для нас это новый опыт, мы претворили в жизнь современные проектные решения, освоили передовые технологии. И в этом нам помог наш двадцатилетний опыт работы в строительстве. Этот объект будет огромным плюсом для репутации нашего предприятия.

— Есть ли уже объект, которым Вы гордитесь больше всего?

— Вы, наверное, удивитесь, но это Рябиновый бульвар. Он заслуженно вошел в список лучших объектов города Нижневартовска. Его даже недавно показали по телеканалу «Россия-24». Программа была о будущем Югры. И Рябиновый бульвар был представлен как визитка Нижневартовска. Вообще, благоустройство 9-го микрорайона – это показательный вариант создания полноценной жилой среды. Хотя дался он нам тяжело — средств не было, были проблемы со всем: с плиткой, с рабочими, был не достроен паркинг. Мы до этого никогда в таком объёме не укладывали плитку, асфальт, не привязывались к улично-дорожной сети. А тут мы даже часть дороги сделали. Но зато сегодня у жителей бульвара есть прекрасные дворы, детские площадки, парковки, детский сад, бульвар для прогулок!

— Думаю, что многие жители города оценили его удобство и с удовольствием там гуляют. Потому и возникает вопрос, а будет ли продолжение строительства Рябинового бульвара (по проекту он должен быть продлён в две стороны: до улицы Ленина и набережной Оби)?

— Конечно, хотелось бы. Да и для города это нужно. Это развитие 9-го микрорайона и прибрежной зоны.

— А о чём Вы мечтаете? Какие планы хотели бы еще воплотить в жизнь?

— В первую очередь, хочется, чтобы благосостояние наших жителей росло, была работа, достойная зарплата. От этого зависят остальные сферы деятельности, в том числе и строительство. Мы, в свою очередь, двигатель экономики, не побоюсь этого слова. Тянем за собой торговлю: стройматериалами, мебелью, деталями интерьера и прочими благами. Ведь в новой квартире хочется и ремонт, и новую обстановку. Поэтому на данный момент мое желание, чтобы всё было хорошо с экономикой и росло благосостояние людей. Чтобы скорее закончился этот коронавирус, прекратился обвал цен на нефть… А что построить, найдём. Стройка – это жизнь, это будущее. Главное – не сидеть на месте, а двигаться дальше, идти вперед!

— Стройка как живой организм?

— Да, она не терпит остановки. Остановить — значит потерять всё. Плановость должна быть на 2-3 года вперёд. Есть куда расти. Сейчас, например, мы строим дома с системой «Умный дом». Обратите внимание, как изменяются подходы в проектировании жилых домов. Мы стараемся предложить такое количество разнообразных планировок квартир, чтобы удовлетворить практически любой спрос, отделка квартир становится все более современной. Но теперь мы можем предложить и квартиры в черновой отделке. В середине июня заселили дом в микрорайоне В1, где жители были в восторге от стеклянных входных групп. И это я говорю только о внешних усовершенствованиях. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом.

— Роман Геннадьевич, Вы многодетный отец, семьянин. Удается ли выкроить время на своих родных?

— Да нет такого. 80% времени я нахожусь на службе. Конечно, домашним меня не хватает, но мы договариваемся. К тому же, супруга у меня учитель. У нее тоже времени свободного немного. Но у нас разумное распределение обязанностей. Стараюсь побольше времени уделять жене и детям. Уже есть и первые результаты. Старший сын по моим стопам пошёл. Средний сын еще школьник, да и дочь только закончила первый класс. Конечно, больше с ними занимается жена. Я основательно вмешиваюсь лишь в особые моменты. Но надеюсь, что своим отношением к труду я тоже их воспитываю.

— А Ваш отец для Вас пример?

— Он бросил всё, сменив южный теплый город Мариуполь, где у него была востребованная работа, на север, где изначально не было ничего. Понятно, что там были ниже зарплаты… Он уехал сюда, работал, вырастил здесь детей… У нас за окном был лес, где мы гуляли, тут же речка, вышел – порыбачил. Детсадов не было, в школу ходили пешком в минус 40, учились в «деревяшке».

— Но Вам же хорошо было, это приятные воспоминания?

— Конечно, это было идеальное детство. Не было больших соблазнов.

— Вы с большим теплом говорите о своих родителях. Чему самому главному они научили Вас? За что Вы им благодарны?

— У меня было нормальное советское воспитание, где во главу угла ставились такие качества как доброта, порядочность, трудолюбие. Мы все были пионерами, комсомольцами. И если раньше наше поколение равнялось на героев Великой Отечественной войны, героев соцтруда, то сегодня нашим детям просто не с кого брать пример! На кого им равняться?

— Роман Геннадьевич, а что Вам чаще всего снится? Например, актёрам снятся овации зрителей или, наоборот, провалы: во сне они не могут вспомнить текст роли. А какие сны у строителей?

— Строителям сны не так часто снятся: очень сильно устаёшь. Наша работа — постоянный стресс, везде и во всём. Погодные условия, оттаивание грунтов, морозы… Ростверки бы не заморозить, кран не опрокинуть, выторфовку правильно сделать. Ответственность большая.

— Т.е. страшный сон – это «стройка остановилась»?

— Это самый страшный сон. За мной коллектив, люди, за людьми – семьи.

На стройке, конечно, работа непростая: сложные погодные условия, тяжелый физический труд. Но, с другой стороны, постоянно меняются объекты: сегодня ты работаешь в Нижневартовске , через месяц
в Излучинске , еще через месяц в Новоаганске. Есть доля романтики.

— Чем Вы занимаетесь в свободное время, когда оно у Вас есть?

— Я люблю ходить на рыбалку, охоту. Занимаюсь плаванием.

-Учитывая напряженный ритм работы, отпуск для Вас, наверное, очень важный способ восстановления сил. Где любите его проводить?

— Люблю отдыхать в России. Считаю, что нужно развивать и поддерживать российский туризм. (У многих почему-то это только пока на словах). А я летом на две недели обязательно еду в Крым. В планах побывать на Алтае летом. До этого там был только зимой. Да много планов… Жаль времени на все не хватает.

— Я даже не могу спросить: «Кем Вы могли бы стать, если не…?». Создается ощущение, что строителем Вы хотели быть всегда.

— Так и есть. Я другого пути и не представлял. И знаете, сидеть в офисе – это не совсем моё. Стройка — это движение. Построил объект – пошёл дальше. Но, к сожалению, сейчас без бумаг никуда, это часть работы. Я к этому долго привыкал, так как порой на работу с документами уходит много времени. Но я постоянно бываю на объектах. Если ты не анализируешь, не смотришь, что происходит, ты не строитель. Есть много нюансов, которые нужно именно чувствовать, так как от твоих решений зависит судьба объекта. У строителей есть уникальная возможность – дарить людям счастье, которое невозможно измерить только квадратными метрами.

оставьте ответ