НАДЕЖДА МАРТИНА. Отличное воспитание.
 

 

 

текст Елена Селянинова  фото Андрей Рябок  место ресторан «Аквариум», ТРК «5 звезд»

 

Надежда Мартина. Отличное воспитание.

 

 

Мартина Надежда Константиновна,

директор муниципальной общеобразовательной средней школы №2 «Многопрофильная», образование высшее, 63 года, замужем, трое детей. Заслуженный учитель РФ, Кандидат педагогических наук, автор 16 научных публикаций, депутат двух созывов городской Думы г. Нижневартовска. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», нагрудными знаками «Отличник народного образования» и «Заслуженный работник образования ХМАО-Югры».

 

 

Школа, непременно, играет одну из главных ролей в воспитании ребенка как личности, уверена наша героиня. Ей ли, директору школы с двадцати четырёхлетним стажем, заслуженному учителю РФ этого не знать. С Надеждой Константиновной Мартиной говорим о ее личном пути к успеху и о том, как школа повлияла на ее будущее!

 

 

Думаю, быть учителем получилось бы не у каждого. Такой вывод я сделала из своих наблюдений за мамой, учителем начальных классов. Ведь учитель – это значит быть в школе самым первым, это уроки, которые требуют много предварительной подготовки, это общение, внеклассная работа, открытые уроки, занятия с детьми продленной группы, это подготовка и организация праздников, ежедневная проверка тетрадей, стопки планов, подготовка к родительским собраниям... Я могу перечислять бесконечно. Их работа не заканчивается и дома. Поэтому когда Надежда Константиновна во время разговора говорила о колоссальном труде учителя, я понимала, что она имела ввиду. Пример у меня был перед глазами. Но самая важная награда за этот труд – уважение своих учеников. Так, к моей маме до сих пор приезжают ученики ее самого первого выпуска! Точно так же, как сегодня к Надежде Константиновне, когда она прогуливается в городском парке, подходят ее выпускники и благодарят за работу школы. Благодарят за то, что она поучаствовала или повлияла на их судьбу. Это трогает до слез. Все ученики стали самодостаточными, уверенными, да и просто хорошими людьми, одним словом - личностями.

А еще наша героиня уверена, что, все же, самый главный «учитель» для любого человека – это семья, сама жизнь и окружающие люди: с кем сталкивает судьба, с кем приходится работать, преодолевать препятствия и проблемы. И уже заканчивая разговор, Надежда Константиновна попросила нас, чтобы в материале обязательно прозвучали имена тех, кто помог ей стать сильным и уверенным человеком. Ее просьбу мы выполняем.

 

 

- Надежда Константиновна, в вашей биографии удивляет огромное количество наград, которых вы удостоены. А для вас лично, какое звание самое важное?

 

- Для меня значимо звание «Заслуженный учитель РФ». Его я уже получила в очень зрелом возрасте, после 50-ти, спустя 17 лет работы в школе в качестве директора. Эта награда говорит о том, что твой труд не прошел даром, ты заслужил уважение детей, родителей, коллег и общества в целом. И все, кто удостоен этого звания в нашем городе, действительно Заслуженные учителя. Перед каждым из них я преклоняю голову. Каждый из них это звание получил заслуженно, ведь оно не просто так падает в руки, этому предшествует ежедневная кропотливая работа. Это колоссальный и великий труд работать с детьми!

 

- Это не только великий труд, но и очень ответственный... Какой путь пришлось пройти вам, чтобы стать директором школы?

 

- Знаете, вся моя жизнь связана с детьми и с областью образования. В 1974 году, после окончания Тюменского Государственного университета, я приехала в Нижневартовск, тогда мне было всего 23 года. По специальности я - учитель химии и биологии. Чтобы устроиться здесь на работу, пришла первым делом на прием к Любови Артуровне Додоновой, тогда - заведующей гороно Нижневартовского горисполкома. Но, к сожалению, работы для меня не нашлось: учителей химии и биологии было достаточно. Я вышла от нее очень расстроенная, катились слезы, а в голове была лишь одна мысль: «Где я буду работать?» И тут, на мое счастье, навстречу шел знакомый - Юрий Анатольевич Стецура, работник Обкома Комсомола. А познакомились мы с ним при очень необычных обстоятельствах. До ВУЗа я работала старшей пионервожатой в селе Успенка, Тюменского района, где я училась и жила. На одном из праздников, посвященному 110 годовщине со дня рождения В.И Ленина, а также открытию двухэтажного Дома культуры, я вела дружинный сбор. В этом новом Доме культуры в танцевальном зале было огромное панорамное окно в два этажа. И вот мы с детьми маршируем в этом зале, поем песни, я командую: «Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два» и в тот момент, когда я говорю: «Дружина, стой!», стекло ломается и обваливается прямо на меня, благо я стояла спиной к окну. Я испуганная, в стекле, не знаю что делать, а директор, который стоял рядом, показывает, мол, командуй дальше! Я собрала себя в кулак, как говорится, и продолжила. На этом мероприятии и был как раз тот самый Юрий Анатольевич, которого позже я встретила в Нижневартовске. Тогда он подошёл ко мне и похвалил, что я не растерялась.

 

 

 

Она всегда была прилежной ученицей. В школе училась на «4» и «5», а в ВУЗе всего несколько четверок отдалили ее от красного диплома.

 

 

 

 

- Эта встреча оказалась не случайной?

 

- Это судьбоносная встреча. Он предложил мне работу в горкоме комсомола, где я и проработала 7 лет. Начинала обыкновенным статистом, потом была инструктором орготдела, потом зав.орготделом, позже стала третьим секретарём горкома комсомола, заведовала всей воспитательной работой в школах города. Работала заведующей гороно, зав.идеологическим отделом горкома партии и потом уже стала директором второй школы.

 

- Вы входите в Энциклопедию «Лучшие люди России» за 2005-2006!

 

- Есть такое дело! В 2004-2005 учебном году мне предложили принять участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России-2005», на что я согласилась. Скажу я вам, это было не просто! Конкурс проходил в Москве. Я везла туда с собой 100 кг. выставочного материала: видеофильм, календари, книги о школе, методические разработки и многое другое. Ехала я одна. И вот представьте, у меня было 10 мест по 10 кг. каждое. Как я добиралась до Сокольников, где проходил конкурс, отдельная история… Каждый день в рамках этого мероприятия проходили различные конкурсы. Надо было выступать, рассказывать об опыте работы школы, конкурировать с другими директорами, выдерживать настоящий экзамен – вытаскивать билеты и отвечать на вопросы по системе образования. И тогда наша школа вошла в тридцатку лучших школ страны, была удостоена диплома Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

 

 

Если ты равнодушный, то тебе нечего делать в школе. Я всегда говорю: «Прохожий, пройди мимо школы». 

 

 

 

- Постоянные награды, похвала, победы – придают вам сил? Или все-таки критика не помешает в работе?

 

- Во-первых, не всегда хвалят, критики хватает, не всегда поддерживают и не всегда по достоинству оценивают работу. Работая в школе, ты находишься в постоянном напряжении и в состоянии бесконечного труда. Приходится буквально «биться» над тем, чтобы у ребёнка что-то получилось, и он чего-то достиг. Поэтому работать в школе могут только те, кто любит детей, причём свято. Если ты равнодушный, то тебе нечего делать в школе. Я всегда говорю: «Прохожий, пройди мимо школы». Может быть, кажется, что нас постоянно хвалят, нет, это всё внешняя сторона медали, а если взглянуть на внутреннюю – там труд, труд и труд. Честно признаюсь, что похвала в нашей работе и окрыляет, и придаёт силы, и призывает работать ещё более ответственно. В нашей школе есть добрая традиция: в конце года проводить «Парад звёзд». Мы награждаем отличников, победителей предметных олимпиад, призёров различных смотров, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций. И прежде, чем ребёнок будет отмечен наградой, он в течение года готовится, трудится, работает над собой. А чтобы привести ребёнка к победе, раскрыть его потенциал, подготовить – над этим индивидуально с каждым работает учитель. Кстати, по итогам 2014 года школа подготовила 293 призёра городских, окружных, Всероссийских и Международных смотров, конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций и соревнований. За этим стоит очень большая индивидуальная кропотливая работа с детьми.

 

- Труд, победы, успех - это все влияет на формирование личности. Школа, на каком месте в воспитании личности?

 

- Конечно, самые святые, добрые и главные ценности закладываются в семье. Потом влияние на человека оказывает уже детский сад и школа. Но нельзя забывать улицу, она тоже воспитывает, так же, как и СМИ, и социальная сфера города, и друзья. Школе и школьному учителю противостоять уличному влиянию и всему плохому, что показывается по телевидению и Интернету, этой жестокости, аморальному поведению и т.д. очень сложно. Я родителям всегда говорю, что очень важно, чтобы ребёнок был занят в школе в кружках, секциях, объединениях по интересам как можно больше времени. Если ребёнок везде принимает участие и успевает, при этом оставаясь ещё и лидером – это замечательно. А если его ничего не интересует – это страшное явление. И оно сегодня есть.

 

- Что вам дали родители, чтобы вы стали тем, кем вы сегодня являетесь?

 

- Я выросла в семье учителей: мама – учитель начальных классов, папа - учитель трудового обучения, тётя – завуч школы. Я росла в семье домашних педсоветов и совещаний. Папа постоянно готовил с детьми творческие выставки, у нас дома и в его мастерской были пароходы, теплоходы, самолёты, которые он делал со своими учениками. А мама, помню, всё время готовилась к каким-то мероприятиям: одно заканчивалось – начиналось другое. Я выросла на журналах: «Наука и жизнь, «Знание – сила», «Юный техник», «Воспитание в школе». Читала «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду», журнал «Юность». Помню, мы всей семьёй любили читать журнал «Знание – сила», в те времена, 60-е гг., этот журнал был самым «модным». В нём публиковались новые идеи, мысли, научные открытия. И это позволяло нам мечтать о многом! Кроме того, дети, кто живёт в сёлах, воспитываются в труде. В каждой семье было своё подворье – корова, телёнок, поросёнок, куры. Мы работали в огороде – сажали, пололи, окучивали. Кстати, сажать и копать картошку в нашей семье – было всегда праздником. Как, собственно, и сейчас для нас с мужем. Труд воспитывает и закаляет, он формирует личность. Трудности надо уметь преодолевать, ведь в жизни не всё бывает так просто. И сегодня наша молодёжь, к сожалению, к ним не готова, она думает, что всё легко! А так не бывает.

 

 

 

Если ребенок везде принимает участие и успевает, при этом оставаясь еще и лидером - это замечательно. А если его ничего не интересует – это страшное явление. И оно сегодня есть. 

 

 

 

- А помните свой первый урок?

 

- Конечно. Я училась в очень хорошей сельской школе. И благодарю судьбу, что у меня был очень хороший учитель начальных классов – Елена Арсентьевна Семёнова. Я её никогда не забываю. Её уроки всегда проходили интересно и занимательно. Так, например, сложению и вычитанию мы учились не на палочках, а на яблоках, огурцах или помидорах. Кроме того, Елена Арсентьевна умела открыть ребёнка, как это произошло со мной. Когда я пришла в школу, я была робкой и неуверенной, но спустя несколько месяцев от той стесняющейся девочки уже ничего не осталось. Это благодаря тому, что учитель умела каждого ребёнка вовлечь в школьную жизнь. Он становился открытым, общительным и раскрепощённым. Мы вместе с ней занимались акробатикой, гимнастикой, бегали на лыжах по несколько километров, рисовали, пели, танцевали. Я благодарна своему первому учителю за то, что она привела меня на сцену. Мы выступали в очень красивых костюмах, которые манили меня, и в них хотелось танцевать потрясающе красиво. У нас был свой театр, и мы делали постановки, с которыми ездили выступать по сёлам. В один год мы поставили 72 концерта, за что Райком комсомола наградил нас бесплатными путёвками в Ленинград. Будучи старшеклассниками, мы летом были в лагере труда и отдыха: жили в палатках, сами себе готовили, работали. В нас всё время жил победный дух. Нам хотелось больше сделать на поле, быть первыми в соревновании. Сегодня я стараюсь в своей работе делать так, как было у меня в детстве. Хочу дарить детям детство! Как писал русский философ И.А.Ильин: «Воспитание плодотворно лишь в той мере, в какой оно обращено к духовной жизни, способно зажечь детскую душу любовью к добру и правде».

 

- А детей своих вы так же стараетесь воспитать?

 

- Когда мои дети были маленькими, я не знала того, что знаю сегодня, у меня не было той практики и того опыта, как сейчас, в мои 60. Поэтому я воспитывала своим примером: дети видели, как я работаю с утра до вечера. Вечером приходила домой, ела, и снова садилась за работу с тетрадями или документами, утром дети просыпались, а я уже сидела за рабочим столом, склонившись над бумагами. Когда мой младший сын окончил школу и уезжал в Санкт-Петербург учиться, он сказал: «Мама, я даже не представляю, что проснувшись, не увижу твою спину, как ты сидишь и пишешь, а вечером, когда буду ложиться спать, опять не буду видеть твоей спины». Не знаю, можно ли в этом признаваться на весь город, но так было. Дети видели, как мы работали вместе с папой. Хочу сказать, что сегодня мои дети такие же трудоголики!

 

- Директором второй школы вы работаете уже 24 года. Вы верный человек?

 

- Да, я верный человек и стараюсь не предавать. Мне кажется все, кто работает в школе, является ее патриотом, патриотом своей работы и педагогической деятельности! Работу в школе, воспитание детей считаю смыслом своей жизни!

 

 

 

Уважительно относятся выпускники к ветеранам педагогического труда нашей школы: Н.Ф Замараевой, Н.М Башковой,  Т.А Артамоновой,  В.И Ореховой, А.А Рудневой, Г.А Пижамовой, В.Г Дубининой, Л.В Урядовой и др. 

 

 

 

- Вы учитель химии, а какие химические процессы проходят в вашей жизни?

 

- Я неравнодушный человек, меня всё волнует, и мне всё интересно. Химию я люблю. Горжусь тем, что, будучи директором и учителем химии, в своё время подготовила победителя сначала городской, а потом окружной олимпиады по химии. Кстати, вместе с другими учителями нашего города я была первым рецензентом нового трёхуровневого учебника по химии Мануйлова Александра Викторовича. Мы первыми отрабатывали этот замечательный, умный учебник, рассчитанный на три уровня обучения: углублённое, среднее и минимальное.

А если говорить о жизненных процессах, то они, слава Богу, ещё бурлят и кипят. Да и в школе невозможно жить спокойно. И знаете, чтобы жизнь бурлила и кипела, нужны «катализаторы», для меня это люди, у которых я училась и учусь. Они вдохновляют на подвиги, на развитие, на постоянную работу над собой. Мне посчастливилось иметь хороших учителей: Сущую Антонину Петровну (директор МОСШ № 6), Максимову Евдокию Петровну (директор СШ № 8), Анисимкову Маргариту Кузьминишну (писательница Нижневартовска), Денисова Сергея Ивановича (бывший секретарь горкома партии), Великопольского Сергея Дмитриевича (бывший секретарь горкома партии). Благодарю судьбу, что, будучи депутатом, мне удалось поработать с Тимошковым Юрием Ивановичем (бывший мэр города), Хохряковым Борисом Сергеевичем (ныне председатель Думы ХМАО-Югры), Пысенком Владимиром Григорьевичем (бывший директор Нижневартовского авиапредприятия) и др.

У этих людей было чему поучиться: как они масштабно думают, реагируют на разные ситуации, насколько они грамотны в экономическом плане, как ведут городское хозяйство и как расставляют приоритеты в жизни! Преклоняюсь перед ними.

 

- Не могу не спросить, как вы относитесь к единому государственному экзамену?

 

- У меня неоднозначное отношение к ЕГЭ: с одной стороны хорошо, что результаты единого экзамена засчитываются при поступлении в государственный ВУЗ. Для детей из глубинки – это огромный шанс попасть в самые престижные учебные заведения России. С другой стороны, мы знаем особенности каждого ребёнка, у кого-то проблемы в семье, кто-то болен, и конечно, к таким детям нужен индивидуальный подход, ведь в какой-то стрессовой ситуации они не смогут проявить себя в полной мере. А экзамен всех уравнивает. И ещё: на мой взгляд, литература и история много потеряли с приходом ЕГЭ. Когда у нас театральные и другие гуманитарные классы сдавали экзамены по литературе и истории – это был настоящий праздник знаний! Дети отвечали на вопросы потрясающе интересно и глубоко. Раньше экзамен способствовал развитию вербального интеллекта, дети больше читали и умели содержательно рассказывать, аргументировано доказывать свою точку зрения, философски рассуждать.

 

 

 

В нас все время жил победный дух, нам хотелось везде участвовать и быть первыми. Сегодня я стараюсь в своей работе делать так, как было у меня в детстве. Хочу дарить детям детство! 

 

 

 

- Любовь – это тоже химический процесс...

 

- Конечно, и, слава Богу, мне посчастливилось испытать это чувство. Рядом со мной любимый человек – Александр Александрович Мартин. Это очень добрый, порядочный, понимающий человек. Он всегда и во всём меня поддерживает. Для работы учителя, а тем более директора, это очень важно! Он мне часто говорит: «Ты чужими детьми занимаешься, я – своими». (Смеётся).

Я всегда ощущаю его плечо, он меня в любой ситуации выслушает, рассудит, поддержит, подскажет.

Автограф № 2 (45) июль 2015. Тема: «Личность»

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Автор: Пугачева Каролина (09.12.15)
Прекрасный человек! Спасибо Надежде Константиновне и всему педагогическому составу МБОУ "СШ №2-многопрофильная" за их труд, терпение и внимание к каждому из нас. Выпуск 2007.
Ваше имя:  
Комментарий:  
Введите код:  
  ОТ РЕДАКЦИИ
Есть великолепное сравнение людей с дверьми: «Знакомишься с кем-нибудь и видишь симпатичную дверцу с медным номерком в завитушках. Толкаешь, а за ней крошечная комната три на два. Поговорил с человеком пять минут и чувствуешь, как тесно в его обществе, ка
ЕЛЕНА ДЕРГУНОВА. Не очаровываюсь, чтобы не разочаровываться.
У нашей героини есть одно очень замечательное качество: несмотря на то, что с ней мы не раз делали интервью для нашего издания и знаем, казалось бы, уже многое, она продолжает удивлять и открывать себя с иной стороны, нам до селе не знакомой!
ЮБИЛЕЙ у «Маэстро». 10 лет служим вам!
10 лет – много ли это или мало?! Свое «большое плавание» клиника «Маэстро» начала в 2005 году, когда на площади всего 50 квадратных метров расположились 2 стоматологических кабинета и работало всего 7 сотрудников. Тогда же перед руководителем клиники и ее
ОКСАНА ПОТАПОВА. С новым подходом к добрым традициям.
У Нижневартовского отделения Сбербанка России новое лицо, и оно женское. Очаровательная блондинка высокого роста, улыбчивая и обаятельная Оксана Потапова стала новым управляющим.
КНИГА ЛИЧНОСТИ. Том.3
О личности и о личном говорят Ольга Пырина и Владимир Краснов.
ЕЛЕНА ЕРПЫЛЕВА. Стыдно быть не счастливой...
Наша героиня признаётся, как драматурга её открыл именно Нижневартовский драматический театр: с 2007 года здесь успешно идёт её спектакль «До последнего мужчины». По заказу театра Елена написала и пьесу «Снегурочка» по мотивам русской народной сказки. И в
УБУД- лекарство для души. Он стал мне по-настоящему дорог!
Чтобы рассказать про это местечко и передать свои впечатления о нем, кажется, не хватит эмоций. Показать атмосферу, колорит, запах через текст и фотографии невозможно. Нужно непременно там побывать! Это городок для настоящих ценителей искусства, это худож
Рассказ. Память о личном.
Натянув штаны, легкую футболку, мальчишечью кепку на голову, она выбежала из квартиры и направилась в сторону дома, где жила ее бабушка. Погода стояла чудесная. Летнее жаркое солнце направляло свои горячие объятья на землю, которая благосклонно принимала
 
© 2010 Все права защищены Журнал "Автограф"
email: LD-Avtograf@yandex.ru