ЛИДИЯ ЧАБАНЕЦ. Соло души.
 

 

текст Елена Селянинова   фото Владислав Суханов   место Дворец Искусств

 
 

Лидия Чабанец. Соло души

 

директор МБУ «Дворец искусств»,

Депутат Городской Думы,

заслуженный работник культуры РФ,

отличник культпросвета СССР,

почетный житель города Нижневартовска,

56 лет, замужем, двое детей, двое внуков,

образование высшее театральное,

актриса Днепропетровского театра кукол, режиссер.

Увлекается плаванием, катается на велосипеде.

 

 

 

 

я считаю, что каждый должен задумываться над тем, что он сделал в этой жизни, чтобы было хорошо обществу, семье, своим родителям...

 

 

 

Стоит сказать: «Она похожа на Мирей Матье» и сразу становится ясно, о ком идет речь! Коронная прическа – ее визитная карточка на протя­жении уже 15 лет! Лидия Чабанец – руководитель самого мощного в Нижневартовске культурного центра ­ Дворца Искусств делится дворцовыми секретами своей жизни!

 

 

О своем возрасте она говорит с гордостью и безумно рада тому, что уже дважды бабушка! В свои 56 лет – она обладательница прекрасной фигуры и в этом ей помогают ее увлечения: утром – плавание в бассейне, вечером ­ пешие прогулки по набережной

либо катание на велосипеде. Ей, как королеве своего Дворца, всегда необходимо быть в тонусе! Руководить Дворцом площадью более 12 000 м², порой, не под силу даже самому сильному и волевому королю, но наша героиня с трудностями справляется «на раз» благодаря ее неисчерпаемой энергии. И где берет силы эта маленькая, хрупкая женщина, с твердым и решительным характером, чтобы управлять Дворцом?

 

­- Чтобы управлять огромным Дворцом, какая королева должна быть в нем?

 

­- Меня называют «генералом в юбке». А недавно узнала и была удивлена, что многие мои работники называют меня «мамой», думаю, не каждый руководитель удостаивается такого звания. Я с детства была активным ребенком и стремилась быть лидером: была и старостой комсомольской организации, и председателем совета дружины в лагерях, и председателем студсовета. Представьте, такая пигалица, как я, и председатель студсовета в общежитии!? Да что там, в первом классе у меня была кличка «Петровна»! Лидерские качества мне передались от отца – умного, требовательного человека, который не любил повторять дважды. Соответственно он и воспитывал меня в строгости: если я иду на танцы, то ровно в 11 вечера должна быть дома, опоздаю на две минуты – о танцах в ближайшие несколько недель можно забыть! С детства была приучена к физическому труду и к самостоятельности: с первого класса сама себе гладила школьную форму, пришивала манжеты. И сегодня не стесняюсь физического труда: всегда вместе с коллективом выхожу на субботники, обязательно подберу и выброшу мусор на улице. Я строгий и требовательный руководитель: не захожу с утра в кабинет, пока не обойду здание и не проверю, все ли на своих местах. После такого обхода собираю всех замов и даю указания, если есть какие-то замечания.

 

­

- В чем ваша сила как женщины­руководителя?

 

­- Я организатор от Бога! Самое главное в коллективе – это дисциплина: если ее не требовать -­ не будет должного результата. А я люблю, чтобы работа была выполнена в срок и качественно. Кроме того, я должна быть в курсе всего: присутствовать на репетициях, участвовать в обсуждении с коллегами сценария какого­-либо мероприятия, проверять техническую часть процесса, следить, чтобы во дворце было чисто и уютно. И что самое главное для руководителя – он должен быть всегда в тонусе! Даже если у тебя депрессия и ничего не хочется, то нужно сказать себе: «Руки не опускай, вставай и иди вперед!» ­ только сам человек может дать себе установку двигаться, ставить перед собой цель и идти к ней. Но роль руководителя не мешает мне оставаться и женщиной: быть элегантной, женственной и милой. И в этом мой первый критик и советчик – моя дочь! А я шучу: если раньше была молодая  и красивая, то сейчас – только красивая! (Смеется)

 

 

если раньше была моло­дая  и красивая, то сейчас – только красивая!

 

 

­- Давайте мысленно поделим лист бумаги на два столбца. В одном из них запишем положительные качества…

 

­- Я люблю говорить правду, хотя прекрасно понимаю, что не всегда она нравится людям, и не всегда она нужна. Но лучше сказать человеку в глаза все, что ты считаешь нужным, чем воткнуть «нож в спину». Я общительная, доверчивая и считаю себя независтливым человеком. Меня нельзя упрекнуть в том, что я изменилась в характере, в поведении и в отношении к людям, став директором. Да, у меня поменялся ритм жизни, я стала больше времени проводить на работе, соответственно меньше уделять его родным и близким, но внутри я все такая же. Со многими сотрудниками у меня дружеские отношения, и для тех, с кем я проработала в течение многих лет бок о бок, я все та же Лида! И очень важно, чтобы люди доверяли!

 

­

- Когда руководителя называют «мамой», значит, ему доверяют!

 

­- Я всегда пытаюсь помогать человеку, если вдруг у него возникают проблемы на работе или в семье… И ко всем своим работникам я отношусь одинаково!

 

­

- Бывает, что дома привносите руководящую нотку?

 

­- Иногда, конечно, домой я переношу руководящий тон, но меня быстро осекают, мол, здесь ты не директор! Но надо отдать должное моей семье за ее терпение и понимание. Кому понравится, что все праздники ты проводишь не вместе с родными, а вне дома, развлекая других людей? Тот ритм, в котором привыкли жить творческие люди, выдерживают не многие. Но мы с мужем прожили уже вместе 34 года, и за все это время он меня всегда и во всем поддерживал, хотя, конечно, и ревновал к работе. Я 25 лет работала Снегурочкой в новогоднюю ночь. Представьте, каждый год в пятнадцать минут первого я убегала на работу! Никогда не забуду, как однажды, отработав новогоднюю программу на сорокаградусном морозе в костюме снегурочки, в белых сапожках, вошла в теплый автобус и потеряла сознание – тогда я отморозила пальцы ног и не чувствовала их. 

 

­

- Что-­то поменяли бы в жизни?

 

­- Поменяла бы, но уже поздно. Семья должна быть всегда на первом плане, а у меня ­ работа. Так было всегда! Дети сегодня говорят, что в своем детстве они больше помнят папу, чем меня, а дочь в школьном сочинении как-то написала:  «Хочу быть похожей на папу». Я плакала от обиды, когда читала эти строки, хотя прекрасно понимала, почему это так!

 

­

- Где и когда вы можете отдохнуть, расслабиться?

 

­- Когда еду на Украину к родственникам. Когда­-то ездила к родителям, сегодня, к сожалению, их уже нет. Приезжаю и сейчас к ним, но только уже на могилки…

 

 

 

Кругом непролазная грязь, болото, люди в сапогах… я в белом платьице и летних туфельках приехала из Украины. А тут большегрузная машина Урал окатила грязью меня с ног до головы…

 

 

 

 

­- А как знакомство с Нижневартовском прошло?

 

­- Отнюдь не романтично. Первый раз в Нижневартовск я приехала в 1976 году в гости к своей сестре. Кругом непролазная грязь, болото, люди в сапогах… Я в белом платьице и летних туфельках приехала из Украины. А тут большегрузная машина Урал окатила грязью меня с ног до головы… Подумала тогда: «Никогда больше не приеду в этот город». Но в 1978 году вышла замуж и приехала сюда.

Здесь я стала работать при отделе культуры заведующей концертным залом в ДШИ №1. В управлении культуры города познакомилась с Евгенией Петровной Ардашовой, которая стала тогда для меня настоящим учителем, и сегодня я очень признательна ей за те житейские и профессиональные уроки, которые она мне преподала. Кстати, идея «Самотлорских ночей» принадлежит именно ей, а я горжусь тем, что также стояла у истоков создания этого фестиваля и была непосредственным его организатором и участником.

А когда я стала руководителем Дворца 12 лет назад, здание находилось полностью в разрухе: крыша текла, все этажи были покрыты плесенью. Думала, что тяжело будет лишь первые годы, а потом легче, но не тут-то было. Нужно было формировать коллектив, познавать азы в сфере строительства, системах водо-­ и теплоснабжения. Ведь если я хозяйка, то должна знать все до мелочей! И сегодня с гордостью могу сказать, что Дворец Искусств ­ центральное и главное культурное заведение в городе.

Мне все время говорят: «Ты, Чабанец, не работаешь ­- ты только празднуешь!» Но никто не подозревает насколько тяжелый труд ­ организовать праздник другим людям! Работников культуры я называю иногда пожарной командой, которая спешит на помощь другим службам города в организации какого­-либо мероприятия. Ведь у каждой службы своя специфика работы, и мы должны вникнуть в нее и узнать все до мелочей: быть и немного нефтяниками, если готовим праздник для них, и медиками, и учителями… При этом очень важно, чтобы ни одно торжество не повторялось и было уникальным. Только благодаря слаженному коллективу все мероприятия у нас проходят на высоком уровне. Планку подняли и опускать ее сегодня не имеем право. Горожане с удовольствием приходят к нам и ценят нашу работу. А оценка начинается с момента открытия занавеса… Первое впечатление и первый заряд энергии, которые получает зритель, очень важен… 

 

­

- Есть такое выражение: «Искусство долго жить -­ жить достойно». В чем искусство долго жить в вашем понимании?

 

­- Главное жить достойно… А искусству долго жить ­ да! Потому что оно всегда должно быть в нашей жизни: стихи, музыка, песни, игра актеров, великие артисты, великие легенды. Всех своих великих людей мы должны помнить и передавать истинное искусство из поколения в поколение. 

 

­

- Вы ­ почетный гражданин города…

 

­- Звание «Почетный гражданин города Нижневартовска» ­ самое дорогое для меня. Я очень люблю этот город и, где бы я ни была, всегда хочу вернуться в Нижневартовск.

 

­

- Самое главное, чтобы человека оценили…

 

­- Я как работала, так и буду продолжать это делать. Самая главная для нас награда ­ это аплодисменты зрителей. Мы ни за что не бываем так благодарны, как за благодарность.

 

 

Самое большое счастье ­ это внуки: одного внука мне подарили на 50 лет, а второго на 55...

 

 

- «Самая главная цель искусства ­ заставить биться человеческие сердца»…

 

­- «Проекты должны вспыхнуть ярким костром и обогреть людей»… И если мы этого достигли, значит, не зря готовили этот праздник! А чтобы достучаться до сердец зрителей, артистам очень важно вжиться в роль, быть с ней единым целым, только так можно правдоподобно передать эмоции героев и заставить зрителя сопереживать им! Творческие люди отдаются на сцене, «берут» зал в свои руки и не отпускают его до окончания представления. Расслабляться некогда! Помню, когда к нам приезжала А.Пугачева, она вышла на сцену и отработала программу на одном дыхании без ведущего, без экрана и без спецэффектов, она «взяла» зал лишь своей энергетикой. Даже если ты выходишь на сцену тысячный раз, ты переживаешь и нервничаешь, будто делаешь это впервые. Приходишь домой, а у тебя выкручивает и руки, и ноги. Перевоплощаясь, актеры испытывают нервное потрясение.

 

­

- Работая на публику, артисты должны забывать о своих проблемах, они должны улыбаться зрителям…

 

­- Для нас это работа, и никого не интересует, есть ли у тебя проблемы в семье, со здоровьем… Вышел на сцену ­ работай! Зритель ни о чем не должен догадаться. Однажды, когда я работала в Управлении культуры, помню, на одном из мероприятий я играла мухомора в костюме в виде большой поролоновой маски. И, выходя на сцену, умудрилась подвернуть ногу. От острой боли я не могла произнести ни слова, слезы бежали ручьем. Их никто не заметил, кроме моей партнерши Валентины Плотниковой. Но надо было продолжать диалог… Взяв себя в руки и превозмогая боль, я отработала полтора часа на сцене, а уже после представления за кулисами упала обессиленная. Нога распухла так, что не могли снять сапог, его пришлось разрезать уже в травматологии! Зрители не должны видеть и закулисную работу. Так, однажды, все с той же Валентиной, мы проводили праздник на воде. Она играла мать Тюменской области и по сценарию должна была нести чашу с огнем. Эту чашу сделали из пенопласта. И представляете, эта чаша начала гореть, пенопласт плавиться и капать на руки Валентине. А она все равно продолжала идти и петь… Огонь уже перешел на ее платье. Я ей кричу: «Валя, бросай!». Она бросила чашу с огнем и тогда уже загораются провода. Я, недолго думая, бросаюсь топтать их своими новыми, только купленными лаковыми туфлями. У Валентины на руках после этого случая остались шрамы. Мы потушили огонь, никто из зрителей ничего не заметил. Что бы ни случилось на сцене, у зрителя всегда должно оставаться ощущение, что так было задумано…

 

 

Что бы ни случилось на сцене, у зрителя всегда должно оставаться ощущение, что так было задумано…

 

 

­- А что для вас в жизни этот самый праздник?

 

­- Это, наверное, и есть та жизнь, в которой ты даришь другим людям праздники. Творческие люди не работают с 9 до 18.00 ­ они и дома не перестают думать о том, как же сделать мероприятие оригинальным и незабываемым, порой, ради этого не спят ночами! Но когда задумку воплощаешь в жизнь ­- получаешь такое огромное удовольствие! Необходимо расти, учиться чему­-то новому, развиваться, много читать, перенимать опыт у коллег и профессионалов из других городов.

 

­

- Культурная жизнь, как правило, не обходится без закулисных войн…

 

­- Не секрет, что творческие люди амбициозны, ранимы и подчас капризны. И естественно каждый хочет быть лучшим. Творческим людям свойственна и зависть… Коллективы соперничают между собой. Но главное, чтобы небольшие конфликты не перерастали в крупные войны, а для этого необходимо уважать и помогать друг другу!

­

 

- Как относитесь к сплетням?

 

­- Вокруг публичных людей всегда много сплетен, это неизбежно! Не люблю, когда в глаза говорят одно, а «за глаза» – другое, я воспринимаю это болезненно. Надо радоваться жизни – она одна. Грязи в жизни и так много! Давайте просто радоваться каждому дню и улыбаться друг другу, говорить добрые слова ­ тогда у нас все получится. Когда будет больше добра и меньше злости, жизнь изменится.

 

­

- Это, наверное, и есть определение искусству жить! А какое из искусств самое главное в вашей жизни?

 

­- Жить и любить ­ самые главные из искусств. Каждый должен задуматься, а что он сделал в этой жизни, чтобы было хорошо? Что ты сделал для общества, для себя, для своей семьи, для своих родителей, которые тебя воспитали. Нужно начинать с себя.

­

 

- Каким видите свое будущее?

 

­- Я люблю ходить по земле… Хочу жить в своем доме, и чтобы у меня были куры, поросенок, маленький огород, на котором я бы выращивала огурцы, помидоры, картошку, клубнику. А когда ко мне приезжали бы внуки, я угощала их свежей клубникой, жарила для них блины, варила бы их любимый борщ – я очень вкусно готовлю! Самое большое счастье ­ это внуки: одного внука мне подарили на 50 лет, а второго на 55. Я счастлива и горжусь тем, что я бабушка.

 

 

Автограф № 3 (34) октябрь-декабрь 2012. Тема: ИСКУССТВО

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше имя:  
Комментарий:  
Введите код:  
Фотопроекты
  От редакции
Человек словно полотно великого мастера, создается постепенно, с годами… Кому­-то необходимо 20 лет, кому-то 30, а кому-то и того больше… У человека формируется и свой «жанр», и своя «техника работы», и вырисовывается «формат» его жизни… И с каждым днем
ТАТЬЯНА СЕМЁНОВА. Портрет женщины.
У бизнеса неженское лицо!» – Говорит она, но сама занимается им с 14 лет. И успешно справляется с этим, продолжая женскую династию банкиров. Женщина на руководящей должности в банке скорее исключение. И естественно, очень сложно, порой, бывает в этой сухо
ИГОРЬ КАРПУХИН. Танго с car-man.
23 декабря 2011 года в Нижневартовске начал свою работу официальный дилер Audi ­ АЦ Нижневартовск. И журнал «Автограф» не вправе лишать своих читателей зна­комства с человеком, который стоит у «руля» но­вого автосалона, Игорем Карпухиным.
СПОРНЫЙ ВОПРОС: Искусство отдыхать или всякибяки в меню.
Это редкость, когда в будний «горячий» рабочий день, они могут собраться вместе, чтобы просто поболтать и поиграть в бильярд, иначе говоря, душевно отдохнуть! Для журнала «Автограф» они сделали исключение! 4 руководителя крупных фирм нашего города, поброс
ГЕННАДИЙ САВИЦКИЙ. Скульптор желаний.
На столе перекидной календарь с фотографиями красивых девушек с идеальными формами. Кипа книг: здесь и профессиональные журналы – для работы, и томик с рассказами Довлатова – для души. На книгах силиконовый грудной имплантат – выставочный образец. В руках
Даруют небу свой цвет.
Современная наука нашла обоснование древним знаниям о светолечении. Установлено, что фильтры разного цвета усиливают работу одних фоторецепторов глаза и ослабляют другие, что, в свою очередь, меняет качество изображения. Это позволяет человеку воспринимат
Слишком молода, чтобы быть старой.
Легко быть красавицей со свежей сияющей кожей в 20 лет, но чтобы и в 40, и в 50 выглядеть хорошо, лучше начинать ухаживать за кожей уже с молодости, даже если зеркало еще не указывает на видимые проблемы. Быть счастливой и любимой, ощущать легкость и моло
Уроки обольщения или искусство быть лучшей.
Тонкими пальцами изящная фарфорово­белая рука поднимает крышечку чайничка и по комнате распространяется чарующий аромат. Ласково-­манящий взгляд из-­под идеально очерченных бровей пронизывает насквозь, сочные малиновые губы раскрываются в медовой улыбке.
Книга судеб. Основано на реальных событиях.
- Я люблю сидеть в гостиницах. В гостиницах не бывает скучно. Люди приходят и уходят. Здороваются и прощаются. Это и есть лучшие минуты в жизни. -­ Вы так считаете? ­- Наименее скучные, во всяком случае. А все, что между ними… Правда, большие гостин
ЦИКЛ РАССКАЗОВ. Автор Тамара Зуева
Солнце настойчиво рвётся в уютную, сверкающую чистотой от неутомимых рук хозяйки, комнату. Ласковые лучи согревают его. Нет, скорее, её, лежащую рядом, на полу ­ вечного стража его здоровья. Стараясь хоть на время отбиться от ежедневных переживаний, женщ
 
© 2010 Все права защищены Журнал "Автограф"
email: LD-Avtograf@yandex.ru