В главной роли первого зрителя
 

 

текст Елена Селянинова фото Анна Яцына

  

Для меня нет слова «играть», для меня есть слово «жить»

  

Главный режиссер городского Драматического театра Маргарита Зайчикова поведала журналу «Автограф» о своей любви к театру, о месте нахождения ее «солнечной стороны», о том, где ее творческая душа не знает покоя. 

 

В главной роли:  Зайчикова Маргарита Витальевна

 

Должность: главный режиссер городского Драматического театра.

Дата рождения: 27 июня.

Место рождения: г.Курган.

Любимая фраза: «Велению Божию, о муза, будь послушна».

 

 

 

- Женя не отвлекайся.

- Слышите, вам музыка задает темп, все быстрее и быстрее. 

- В этом отрывке надо сыграть двух разных женщин. Сначала она виновата перед мужем и старается всеми силами ему помочь. Потом, когда он называет ее «ничтожным муравьем», обижается и встает в оппозицию! Понятно?

«Конечно понятно, господин режиссер. Ваше слово здесь закон. Вы направляете нас в нужное русло», - скажет актер и сделает все в точности так, как ему сказали. А отказывать режиссеру, тем более, если в его роли выступает женщина, лучше не стоит.

Идет обычная репетиция. В зале ненапрягающий глаза полумрак. «Софиты ремонтируют, не обращайте внимания», - между делом пояснила Маргарита Зайчикова.

Актеры со сценарием в руках проигрывают свои роли. Ей же не нужны подсказки, текст она знает наизусть. Маргарита внимательно следит за игрой актеров. Если, вдруг, что не так, останавливает, кратко дает замечания и просит сыграть сцену еще, пока та не будет доведена до совершенства. Ее решительная и требовательная строгость в голосе (на первый взгляд обманчивая) заставляет замолчать на время и вслушаться в ее слова. В этом ее сила и это ее главное оружие. Она первый зритель, а соответственно и первый критик. Ни одна мелочь, ни одна шероховатость - ничто не должно ускользнуть от ее режиссерского взгляда.

 

- Вас можно назвать разговорчивой женщиной?

 

- Конечно, основной инструмент в моей профессии - это разговор. Мое оружие - язык. Я разговариваю с утра и до вечера. Это мое обычное состояние. Я вынуждена и обязана быть разговорчивой. 

 

- Когда приходите домой, хочется, чтобы вас оставили в покое?  

 

- Мой муж - главный художник театра, поэтому процесс нашего общения проходит круглосуточно и замолчать у меня не получается. Мой рабочий день не заканчивается в тот момент, когда я выхожу из театра.

 

- Что повлияло на ваше решение стать режиссером?

 

- Не я выбрала профессию, это она меня выбрала. Я всегда знала, что буду работать в театре. Откуда это пришло, не знаю. Так должно было быть и не важно: в какой стране бы я ни родилась, в какой семье бы ни выросла, кем бы я ни была: француженкой, американкой, англичанкой, - я бы все равно работала в театре. Я могла быть чиновником, педагогом, кстати, я кандидат педагогических наук, но меня все равно вывело к театру. Это было предопределено, все было решено за меня.

  

 

Когда артисты находятся на сцене, а я в зрительном зале, я должна в них влюбляться так же,  как мужчина влюбляется в женщину...

  

 

- Театр для вас - это жизнь или игра?

 

- Театр для меня - и жизнь, и игра, и судьба, и увлечение, и профессия, и быт, и дом, и семья. К сожалению, у меня другой жизни кроме театра нет.

 

- Как часто вы «играете на людях»? 

 

- Я никогда не играю и ненавижу, когда это делают другие. Будь то на сцене, будь то в жизни.  Для меня слово «играть» ассоциируется с ложью, фальшем, наигрышем. Я театральный человек, для меня существует другое слово - «жить».

 

- То есть вы сейчас с нами не играете, вы живете?

 

- Как вам сказать? Я тоже могу у вас спросить, живете ли вы сейчас или играете?..  Мы постоянно играем в жизни какую-то роль. Меняются обстоятельства - мы меняем роль. Сейчас я - режиссер, через 15 минут я буду женой или мамой, ночью - любовницей, вечером, придя к родителям, я буду дочерью. На работе я играю сотни ролей. Но только не наигрываю.

 

- Насколько искренне вы это делаете?

 

- Насколько я проживаю это всерьез, настолько эта роль проживает со мной органично и правдиво.

 

- В жизни вам чаще приходится играть женские или мужские роли?

 

- Профессия режиссера - это мужская профессия. Человек, занимающий эту должность, должен обладать набором жестких, в основном мужских качеств. Женщин режиссеров очень мало. Им трудно. Женская природа вступает в противоречие с профессией. Есть выражение: «Я - не женщина, я - режиссер». Я категорически с этим мнением не согласна. Я, прежде всего, женщина, а потом режиссер.

 

- Говорят «театр прибежище души». Ваша душа находит здесь свое прибежище?  

 

- Здесь моя душа не успокаивается, а наоборот, волнуется, раздражается и тратится.  Поэтому театр для меня это труд души, сердца и ума. 

 

- Насколько мы успели заметить, вы бываете строги с актерами?

 

- Профессия режиссера предполагает краткость высказывания: чем меньше я говорю, тем больше я оставляю времени для работы и творчества актерам. Я должна работать головой и языком. Высказываться внятно, кратко и жестко…

 

- Творческие люди не любят, когда журналисты просят их назвать «самую любимую картину» или «самую любимую постановку», «самую любимую роль» и т.д… 

 

- Я знаю, почему не любят.  Спросите у ребенка,  кого он больше любит: маму или папу? Или спросите маму, кому она отдает свое предпочтение: Маше или Даше, сыну или дочке? Каждый спектакль мною рожден. Когда я репетировала один спектакль, я его страшно любила, сейчас репетирую другой, и я его тоже очень люблю. Если бы я их не любила, они бы уже ушли со сцены. 

 

- Вы всегда присутствуете на премьерах?

 

- А как же! Как ребенок может родиться без матери? Я всегда присутствую на премьерах. А вот на спектаклях не всегда, потому что это физически невозможно. Но я стараюсь. После спектакля делаем «разборы» с актерами. Чем больше я сделаю замечаний, тем лучше, точнее и вернее будет работа актера в следующий раз.

 

- По каким критериям вас можно назвать азартной женщиной?

 

- Я готова взяться за любое дело, даже будучи  не уверена в его результате. Если в данный момент оно меня интересует, волнует или захватывает, я возьмусь за него, даже не подозревая, чем это может  закончиться для меня. Господи, да если бы я не была азартной женщиной, что бы я тогда здесь делала?

 

- Что может вас увлечь? 

 

- Например, совсем недавно мы с актерами завели разговор о том, что хорошо бы поставить Тургенева «Месяц в деревне». Я будто прозрела: такое ощущение, что Тургенев писал пьесу именно для наших актеров. Он как будто знал актерские, человеческие и возрастные особенности нашей труппы. Мы мгновенно взяли пьесу в свой репертуар. Хотя заранее этого не планировалось.

 

- В каких ситуациях бывает, что вы невольно восклицаете: «Все, доигралась!»

 

- Когда здоровье дает сбой, а тело не встает с постели, мой организм не подчиняется моему сознанию и моей воле, тогда я и произношу: «Доигралась»!

 

- С жизнью какого героя или актера вы могли бы провести параллели?

 

- У меня своя жизнь. Никаких параллелей ни с кем и ни с каким актером я не проводила и не собираюсь этого делать! 

 

- Кто или что является вашей музой для творчества, для вдохновения?

 

- Моими вдохновителями могут быть либо какой-то человек, либо какие-то отношения, либо какое-то явление или событие в моей жизни. Вообще, на мою жизнь и на мои поступки всегда влияют два человека: мой муж и моя дочь.

 

- А вы являетесь чьей-то музой?

 

- Смею надеяться, что являюсь музой для мужа. Мы вместе уже 25 лет.

 

- Дочь пошла по вашим стопам?

 

- Дочь заканчивает ГИТИС, театроведческий факультет. К сожалению, она тоже пошла в театр. Я не хочу, чтобы она «ела мой тяжелый хлеб». Работа в театре - бесконечный и кропотливый труд, который не ценится. И на кусок хлеба с маслом этим не заработаешь.

 

- По вашему мнению, какая должна быть цена вашего труда?

 

- Хотелось бы, чтобы человек занимаясь творчеством,  не думал постоянно о том, чем же ему накормить семью. Существует огромная пропасть между оплатой труда актера и оплатой труда любого золотодобытчика или исследователя недр. Чего, на мой взгляд, не должно быть. Конечно, в нашей профессии деньги - это не главное. Хотя, что лукавить, не маловажная составляющая в работе. Важно другое: хочется, чтобы общество было настроено с нами на одну волну, чтобы оно знало алфавит, при помощи которого мы создаем свои спектакли, и могло наши произведения понимать. А опускаться до уровня генитальных разговоров мы не собираемся.

 

- Вы считаете, во всех постановках должна быть мораль?

 

- Нет, нравоучением заниматься не нужно. Это никогда и никому не нравилось, да и ни на кого не действовало. Я считаю, что человек после просмотра спектакля  должен становиться чуть добрее, чище, светлее и возвышенней. «И чувства добрые  я лирой пробуждал»,  - давно уже сказано. Мы никого не собираемся учить. Боже упаси, мы хотим обращаться к человеческой душе.  Хочется разговаривать со зрителем о высоком и о главном: о любви, о жизни, о смерти, о вечном… У Вячеслава Зайчикова в нашем театре проходит выставка, которая называется «На солнечной стороне…». Чтобы жить на солнечной стороне, человеку надо прилагать усилия. А он отучился это делать. Он предпочитает  смотреть «Аншлаг», «бабок» и прочее.

 

- А где ваша «солнечная сторона» находится?

 

- В любви к родителям, к мужчине, к дочери, к творчеству, к публике, к темам, которые я пытаюсь поднять, к спектаклям, которые являются моими детьми и живыми существами, к актерам, с которыми я работаю.  И это совсем не пустые слова.  Когда артисты находятся на сцене, а я в зрительном зале, я должна в них влюбляться так же,  как мужчина влюбляется в женщину, со всеми чувствами, которые захватывают человека в этот момент. Полноценной настоящей любовью. Моя светлая сторона жизни в любви.

 

- Если вас попросить назвать три значимых события в вашей жизни, то какие вы назовете?

 

- Я назову не три, а одно самое главное событие в моей жизни - рождение дочери.  Думаю, что любая женщина, у которой есть дети, ответит так же.

 

- Какой вопрос вы больше всего не любите слышать от журналистов? 

 

- Я люблю отвечать на все вопросы. О чем бы вы меня ни спросили, какой бы вы мне каверзный вопрос ни задали, моя задача - его обойти, обмануть вас и ответить так, как я хочу. Ни один вопрос не поставит меня в тупик. В этом и заключается моя профессия. Когда артисты задают мне вопросы, я вывожу их на мою «дорогу».   

 

- Выведите формулу своей игры.

 

- Я за честную и открытую игру. 

 

После ремонта софиты направят свои лучи не только на сцену, но и в зрительный зал, где на первом ряду сосредоточенно наблюдает за происходящим первый и самый главный зритель театра - Маргарита Зайчикова. Эти лучи освещают ей жизнь, они приносят победу, славу и признание…

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше имя:  
Комментарий:  
Введите код:  
Фотопроекты
  От редакции
журнал Автограф № 3 (18-19) декабрь-март 2009. Тема номера: ИГРА.
Ход конем
В бизнесе, как в шахматах: нужно продумать все ходы заранее, не ошибиться, сделав выбор, добиться победы любой ценой. Это стратегическая игра, выверенная и здравомыслящая. Чувствам, порой, здесь нет места. Бизнес-игра с Андреем Бублеем.
Игра на жизнь
«Начав играть в бильярд, ты влюбляешься в него раз и навсегда» - считает Николай Магала, единственный в округе мастер спорта по бильярду. Для него бильярд из простого увлечения перерос в профессию.
Мужские игры на струнах женской души
Жизнь мужчины - это постоянная игра. Скажете, опрометчивое заявление? Поспорим. В какие игры играют мужчины? В любовные и романтичные? В сексуальные и Жестокие? В мужские?
Роковая игра
«Я знаю, что умру в 92 года в полном одиночестве. Меня это совсем не пугает. Жизнь подготавливает нас и к родам, и к смерти. Такова моя судьба, моя «роковая игра»...
Альфонс - призвание. Или как играть в настоящую любовь
«Все женщины одинаковые, они хотят только одного - хорошего секса» - считает сорокалетний альфонс с 23-х летним стажем. Имя он просил не указывать. Стесняется. Хотя это на него не похоже...
Точка зрения
Мужчина никогда не может разыскать свою вещь в шкафу, но всегда ставит компьютерные диски в алфавитном порядке. Женщина всегда разыщет потерявшиеся ключи от машины, но редко найдет наиболее короткую дорогу к пункту назначения.
КЕРНовый куст
Скорее всего, это даже не интервью, а небольшая беседа, потому что трудно было отвлечь Александра от столь увлекательного процесса по превращению сырых продуктов в съедобную пищу. Но все же, некоторые тайны из жизни музыканта нам удалось выведать. Внушите
Кто я? Две стороны одной медали
Неудивительно, что он готов к самой горячей дискуссии: от смысла жизни до выращивания помидоров, от гонок до строительства. Он экстримал и любит экспериментировать. Как, например, сейчас. Алексей Салов в нашем очередном психологическом эксперименте.
На берегу сердца
Испания играет с тобой. Ты невольно попадаешь в игровую зависимость от Испании. Ты принимаешь ее правила.
Многоточие
Он зовет тебя замуж и уже дарит обручальное кольцо, а ты не готова к такому повороту событий. Ты тянешь время, резину, жвачку… все, что хочешь, но только чтобы отдалить момент принятия решения на его превосходное предложение. О такой минуте мечтает каждая
 
© 2010 Все права защищены Журнал "Автограф"
email: LD-Avtograf@yandex.ru