Его боятся, им болеют и над ним даже шутят. И снова о наболевшем. О вирусе COVID-19, который ударил по всем отраслям бизнеса не только в России, но и во всем мире. О том, что нас ждет в ближайшем будущем, каково это — вести бизнес в столь непростое время, — и как эта ситуация вокруг коронавируса повлияет на дальнейшую жизнь горожан, поговорим с Дмитрием Давыдовым.
текст Елена Шамсутдинова фото Владислав Суханов место гостиница «Обь»
-Дмитрий, сегодня в связи с ситуацией вокруг COVID-19 политики, экономисты и финансисты всех стран заявляют, что мир уже не будет прежним. А каким он будет?
-Пока рано делать какие-то прогнозы, нужно понимать, что образ жизни не меняется в один момент. Безусловно, мир изменится, он не будет прежним. Ситуация беспрецедентна. Такого в мирное время никогда еще не было – чтобы отменялась Олимпиада, футбольный чемпионат, чтобы целые страны останавливали экономику и уходили на карантин. Но в том, что человечество столкнулось с таким крупнейшим вызовом, отчасти есть свои плюсы. Ведь мы дошли до определенного уровня развития, и нас все устраивало: хорошо – и ладно! Чтобы идти дальше нам не хватало некой встряски. Такой встряской и стала эта ситуация. Катализатором и «спусковым крючком» для ранее шедших очень медленно процессов трансформации. Мы взбодрились. Посудите сами, опасность, с которой столкнулись люди, уже вызвала спрос на новые технологии в сфере медицины, защиты здоровья. Бизнес начал вкладывать в новые исследования большие средства. Предприятия начали осваивать услуги онлайн. В итоге мир получил долгожданный «рывок» в новых сферах. Да, это произойдет не одномоментно, поначалу будет очень тяжело и, думаю, не за один месяц, это может растянуться года на два. Но чтобы лучше жить и работать, мы должны пройти этот период. Потому что без трудностей не бывает в жизни ничего хорошего.
— В природе не бывает все просто так…
— Да! В жизни все процессы происходят волнообразно. Я считаю, что такая встряска должна была произойти. Если не эта пандемия, так что-то другое бы случилось, возможно, еще страшнее. Нам свыше говорят: «Надо улучшаться, развиваться, меняться». Мы же обленились и расслабились, начали привыкать к одному положению дел. Повторюсь, этого уже недостаточно. Со временем все нормализуется. Уже сейчас правительство разрабатывает много программ по восстановлению экономики России. Выделяются дополнительные деньги на поддержку регионов. Были приняты меры по поддержке населения и бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Они предусматривают помощь социально незащищённым гражданам, а также малым, средним и микропредприятиям, сильнее всего пострадавшим от коронавируса. Практически в каждом городе появились люди, которые создали фонды помощи населению. Кто-то самостоятельно, кто-то от партии, кто-то от администрации. В нашем городе глава города и председатель Думы поддержали благотворительный фонд «Твори добро», который организовал акцию «Авоська добра». Раздавались продукты и товары первой необходимости людям пожилого возраста, гражданам, наиболее пострадавшим от ситуации с коронавирусом, тем, кто остался без работы в этот период. Эта ситуация показала нам, что есть повод пересмотреть свою жизнь… Нельзя жить ради одного себя. Нужно помогать друг другу, быть звеньями одной цепи… Кстати, эпидемия продемонстрировала, насколько грамотные и самоотверженные у нас в городе медицинские работники, которые находятся на службе круглосуточно без выходных. Даже бригада специалистов из Москвы, имеющая большой опыт в
работе с пациентами с коронавирусом, отметила высокую подготовленность нижневартовских коллег и их профессионализм. Помощь у нас оказывается на очень высоком уровне. И я горжусь этим, горжусь своим регионом. Думаю, что в связи с этой ситуацией будет пересмотрена и заработная плата врачам, учителям. И это правильно. Если специалист будет хорошо зарабатывать, он будет отдаваться своему делу на 100%, а не гнаться за рублем, устраиваясь на подработки.
— Как Вы оцениваете положение России во всей этой ситуации?
— Разные страны по-разному реагировали на эпидемию. Россия же, по сравнению с другими, находится в лучшем положении. Мы вовремя отреагировали на эту проблему. Да, были недочеты, но правительство принимало всевозможные меры, чтобы предотвратить развитие эпидемии. На мой взгляд, в каких-то ситуациях можно было бы действовать даже еще жестче. И сегодня, слава Богу, уровень летальных исходов в России не сопоставим со странами-лидерами по числу заболевших. Правительство приняло решение сразу же закрыть всю страну на карантин. И правильно. Было
бы упущением постепенно закрывать регионы. Повторюсь, ситуация беспрецедентная, поэтому лучше было перестраховаться.
— Можно эпидемию коронавируса сравнить с какими-либо подобными случаями из истории?
— Раз в сто лет что-то подобное происходит. Например, чума в Европе. Так же было и с «испанкой», которую врачи называли «самым медицинским холокостом в истории». Сейчас пандемия «испанки» воспринимается как нечто очень далекое. Благо, уровень смертности от коронавируса намного ниже, чем от испанки.
— Повлияла ли ситуация на Ваш бизнес?
— Конечно же, она не обошла стороной и мой бизнес, но не в той мере как, например, многие другие сферы, которые не могли продолжать свою деятельность в период распространения вируса. У нас же запрета работать не было, так как мы относимся к непрерывно действующим предприятиям. Приостановить деятельность было невозможно по производственно-техническим условиям. Но мы зависим от тех других сфер, которые не работают. И это наложило серьезные ограничения на скорость принятия решений и заморозило многие проекты. Документы, которые ранее согласовывались за пару дней, сейчас не идут в работу неделями. Когда началась эта ситуация, я собрал всех сотрудников, чтобы обсудить с ними дальнейшие действия: как мы будем работать и на что нам надеяться? Предположения с моей стороны были наихудшими, но с оговоркой, что я буду делать все возможное, чтобы оставаться на плаву, и чтобы никто из сотрудников не пострадал. Я никому не уменьшил зарплату и никого не уволил… Я дорожу своим коллективом, который создавался не один десяток лет. Как можно подвести людей, которые тебе доверились? Ты ответственен за них.
— А на бизнесе нашего города как сказалось?
— Нам повезло, что мы живем в таком регионе, где 80% бизнеса — это предприятия непрерывного цикла. А это основной доход в бюджет страны. Остановить процесс работы невозможно. Мы одни из основных кормильцев.
— Как эта ситуация изменила Вас?
— У меня появилось время заняться собой. (Улыбается). Я привык к быстрому ритму жизни, и когда появилось больше свободного времени, для меня это было непривычно. Но это время нам всем было дано для общения с семьей, с детьми, это возможность подумать о своей жизни. Однако, у меня такой характер: я не могу долго находиться дома, да и работа не позволяет расслабиться. Конечно, когда твое общение ограничивается только домом и работой, начинаешь скучать по другому общению. Так, например, не всегда какие-то рабочие дела можно решить по телефону, порой разговор глаза в глаза проходит более продуктивно. Весь деловой мир встречается, взять те же самые саммиты или форумы. Глобальные вопросы нужно решать лично, а не онлайн.
— Также можно сказать и про обучение. Школьники закончили учебный год дистанционно. Родители высказывают закономерную озабоченность распространением этого способа обучения и на постпандемический период.
— Я противник такого образования на миллион процентов. Самый основной фактор, для чего созданы школы, сады, университеты и колледжи — это общение. Чрезвычайно важно прямое личное общение преподавателя и ученика, студента или школьника. А если обучение будет дома, то кто вырастет из наших детей? Дикари? Это деградация общества. Невозможно передать знания через интернет, я в этом уверен. Думаю, что полного перехода образования на дистанционное обучение не будет, если мы хотим просвещенное и развитое общество.
— Можно ли быть готовым к кризисным ситуациям?
— Как гласит известная пословица: «Знал бы, где упал, соломку подстелил бы». Невозможно предугадать такие ситуации, но быть готовыми к ним нужно, учитывая опыт других кризисов. Я ожидал, что все это закончится через 2-3 месяца, но… Будем надеяться, что в скором времени вернемся в прежний режим работы.
— Как Вы оцениваете работу администрации города в период пандемии?
— Наша администрация быстро реагировала и реагирует до сих пор на все обращения граждан и представителей бизнеса. Работают в связке. Бурное обсуждение шло на тему развертывания госпиталей. Сейчас в Нижневартовске три госпиталя для зараженных коронавирусной инфекцией. Инфекционный госпиталь на базе Нижневартовской окружной клинической детской больницы, акушерско-гинекологического отделения Нижневартовской городской больницы и инфекционный корпус на базе строящейся окружной больницы. Они оказались нужны, и мы вовремя среагировали, организовали их в кратчайшие сроки, что говорит о слаженной работе властей округа, города, заказчиков и строителей. Был разговор построить больницу для самоизоляции горожан с подозрением на COVID. Глава города принял решение о нецелесообразности трат средств
на строительство этой больницы. Я поддерживаю его решение. Хорошо, что не построили. Иначе это здание впоследствии было бы лишним и требовало бы средств на его содержание. Гораздо важнее и разумнее направить эти деньги на строительство дорог, на поддержку и ремонт детских садов, школ. А госпиталь для лиц, контактировавших с зараженными коронавирусной инфекцией, организовали в стационарном отделении Нижневартовского кожно-венерологического диспансера.
— Можно сказать, что руководство нашего региона и города принимает решения взвешенно и правильно?
— Конечно! Регионам дали возможность самим принимать решения. Но когда на кону здоровье и безопасность горожан, эти решения должны быть взвешенными и правильными. Это очень ответственно! Я не могу сказать, как бы я повел себя на месте главы или губернатора. Конечно, всегда находятся те, кто считает, что они сделали бы лучше. Но, как правило, эти люди сидят на кухне перед телевизором.
Со стороны говорить легко, а вы сядьте на место главы. Как вы поведете себя? Готовы взять ответственность за жизнь людей? Вокруг поправок в конституции тоже много было споров. Кто-то один выразился про «обнуление В.В.Путина» и понеслось… Но давайте проанализируем время президентства Путина. За 20 лет он вывел нашу страну пусть не в лидеры мировой экономики и политики, но к тому положению, что все страны относятся к нам уважительно. Размеры заработной платы и прожиточного минимума потихоньку идут к уровню других стран. Пусть пока мелкими шажками, но мы идем вперед. И я считаю это более правильным, нежели кто-то придет и начнет махать шашкой. Года не пройдет — у такого хозяина все развалится. Сейчас же у нас есть стабильность. У многих есть квартиры, машины, возможность воспользоваться выгодными банковскими услугами, которых раньше не было. Да, ипотека, кредиты — это обязательства. Но они стимулируют к развитию, к самореализации. Человек, который стремится к лучшей жизни, не будет сидеть сложа руки, а будет работать, чтобы вовремя погасить кредит, чтобы подумать о приобретении чего-либо еще. Разве это плохо? Кричать, что ты против поправок в конституцию, но при этом ничего не делать, легко. Где конкретные предложения и действия? Никто не хочет делать, только могут что обсуждать, да фейки в соц
сети вбрасывать. Почему-то никто не кричит, давайте поднимем деревни и начнем там работать, нет, хотят просто власти.
— Вы прошли большой путь в бизнесе, что бы Вы посоветовали молодым бизнесменам?
— Не сдаваться, трудности укрепляют! Это время проверок, особенно для молодых предпринимателей. Если они пройдут эти трудности, не опустят руки, то все будет хорошо. В данный момент есть возможность показать себя, готовы ли вы в дальнейшем заниматься своим делом и бизнесом. На моем жизненном пути это уже 4-ый кризис. Ужасно тяжело было их переживать порой были такие безвыходные ситуации, хоть вой… Но, поверьте, каждый раз выдержав все трудности, ты становишься еще сильнее. Они укрепляют и закаляют. И этот кризис переживем. Как сказал царь Соломон: «И это пройдет!». На смену этого кризиса придет новый продолжительный цикл экономического роста. А закрытие бизнеса совсем необязательно означает крах: в большинстве случаев это просто очередной этап на пути к открытию другого бизнеса. Не надо бояться трансформироваться в текущих условиях. Меняйте стратегию, пробуйте новые форматы, вводите новые продукты, возможности и услуги, которые могут найти отклик у ваших клиентов.
— Многие рвутся во власть. А что для Вас быть у власти?
— Когда я избирался в депутаты, моей целью было — сделать что-то полезное для своего города. Дума – это люди, которые сообща решают вопросы, чтобы изменить жизнь людей и города к лучшему. Вот это для меня важно. — Где Вы черпаете энергию, вдохновение? — Конечно, это дом и моя семья, дети. Когда они просто так говорят: «Я тебя так люблю!», или после безудержных игр подбегают и обнимают тебя – вот это счастье. Дети окрыляют, дают нам веру в свои силы, энергию и вдохновение. А еще вдохновляют жизнерадостные и позитивные люди. Люблю с такими общаться. Как принимаю энергию от других, так стараюсь и делиться ею, вдохновляя кого-то на победы! Надо заряжать друг друга, помогать, поддерживать. Ведь Бог нас создал именно для этого. Мы все выполняем какую-то миссию в жизни.
— А какое Ваше предназначение в жизни, Ваша миссия?
— У всех предназначение одно — быть полезным другим людям. В первую очередь я хочу быть полезен своей семье и обществу. Я живу для семьи и для общества, не для себя. Нельзя жить ради себя, повторюсь. Это неинтересно. Жить надо для других.
— О чем Вы мечтаете?
— Всегда задумываюсь об этом… Но прихожу к мысли, что мечты для меня равны целям. Мы же не мечтаем о чем-то несбыточном: о волшебной палочке или о том, когда же с неба упадет манна небесная? Поставив себе цель, я ее добиваюсь. Думаю, что благодаря настойчивости и упорству любой цели можно добиться. Для меня не бывает непреодолимых стен, пусть я разобью себе лоб, но пройду сквозь стену… Добьюсь своего.