Сейчас непонятно, когда пандемия закончится, но во многом ясно ,что человечество ,по крайней мере пока более-менее справляется с вирусом ,и скорее всего нас не ждет апокалипсис как в кино.

Тем не менее, в некоторых аспектах мир не будет прежним. Как считает социальный философ Лилия Варыгина, после снятия карантина измерение температуры на международных рейсах и санитайзеры в общественных местах станут привычными вещами, а люди все же научатся держать социальную дистанцию. Ну, а чтобы никто об этом не забывал, пометки на полу останутся на долгое время.

— Никакой вольницы с тем, что родители
сами решают ставить детям прививки или нет, уже не будет. К антипрививочникам станут хуже относиться и возможно даже налагать штрафы, привлекая к административной ответственности. И непонятно, вернутся ли даже туристические поездки в прежней форме, — предполагает Варыгина.

Впрочем поначалу, когда люди закрывались в собственных квартирах, на улице звучали призывы из громкоговорителей оставаться дома, а грубых нарушителей
самоизоляции массово штрафовала полиция, в голову приходили мысли о том, что где-то мы уже это видели или слышали. В кино, например. Действительно, массовая культура полна сценариев, когда миру приходил конец из-за катаклизмов, войн или болезней. Мы выбрали самые яркие, а главное, похожие на нашу реальность примеры из кинематографа, игровой индустрии и литературы, и дальше поговорим о них. Причем, будем разбирать без спойлеров, поэтому вы сможете насладится этими шедеврами, коротая остатки самоизоляции.

Ну, и в качестве мотивации знайте, что недавно ученые выяснили: фанаты фильмов о конце света, впрочем тут можно говорить про литературу и игры тоже, лучше переносят пандемию COVID-19. Авторы исследования отмечают, что подобные произведения помогают нам подготовиться к страшным ситуациям так же, как воображение позволяет отрепетировать важный разговор.

— Если вы смотрели много фильмов о подготовке к концу света, то косвенно пережили масштабные общественные изменения, комендантский час, сталкивались с людьми, которые во время катастрофы действовали как в интересах общества, так и в собственных, — рассказывает соавтор исследования Матиас Клэйзен. — По сравнению с теми, кто никогда не имитировал конец света, вы будете лучше подготовлены, потому что у вас будет косвенный опыт.

ЗАРАЖЕНИЕ

Начнем с самого очевидного и яркого примера последнего времени — одноименного фильма Стивена Содерберга, который вышел в прокат почти девять лет назад, но стал особо популярен именно в начале пандемии COVID-19. Лента многим напоминала грядущую действительность и отчасти стала пророческой.

Сюжет рассказывает о людях, борющихся с вирусом, который распространяется через любые предметы, при соприкосновении с которыми возникает риск заражения. В фильме эти предметы называют фомиты. Среди типичных примеров:
дверные ручки, одежда, поверхность кожи, собственно, все что угодно, на чем может жить вирус. Думаю, сейчас вы вспомнили, как из-за коронавируса перестали пожимать друг другу руки во время приветствия или начали открывать дверь в магазин ногой.

В «Заражении» также предугадали тот факт, что вирус тоже может передаваться воздушно-капельным путем, но не задерживается на воздухе долго. В картине показали, как по всему миру отменяют культурные и спортивные мероприятия, не работают кинотеатры и другие массовые площадки. Экранные люди сметали в магазинах продукты первой необходимости, а где-то даже дрались за еду, а на улицах процветало мародерство. Опять же, если говорить о последнем с привязкой к нынешним беспорядкам в США, то картина складывается действительно похожая.

Единственное различие нашей реальности и сюжета фильма «Заражение» это то, что в картине инкубационный период заболевания очень короткий, а настоящий COVID-19 наоборот долго не проявляет симптомы. Из-за чего, собственно, во многом и проблема. Плюс в фильме летальность вируса была намного выше. Ну а вакцины не было, скажем так, в обоих реальностях.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Книга, которую написал Стивен Кинг, рассказывает о пандемии супергриппа, убивающей практически все население мира. Все начинается с того, как из секретной лаборатории случайно вырывается на свободу исключительно заразный и летальный вирус, который разрабатывали в качестве биологического оружия.

В начале коронавирусной пандемии тоже много говорили о том, что COVID-19 кто-то специально разработал в военных целях. Но, конечно, это всего лишь слухи, которые ими же и остаются, ведь никаких доказательств нет.

Ну, а в произведении Кинга все зашло настолько далеко, что практически все человечество погибло, а немногие выжившие, объединившиеся в группы, организовали новый общественный строй и начали вести борьбу друг с другом. К сожалению, именно этот лейтмотив, если можно так выразиться, появляется практически в каждой истории о конце света. Причем не так важно каким образом это случилось, люди вместо объединения под страхом смерти начинают бороться друг с другом сначала за выживание, потом за власть. В конце концов проблем становится еще больше.

Кинг подает историю через несколько личных трагедий. В итоге нам показывают распад общества, взрывы насилия, неспособность правительства и армии остановить пандемию. Кстати, «Противостояние» считается самой объемной книгой Стивена Кинга. Если говорить о полной версии работы, то в ней больше тысячи страниц.

DEATH STRANDING

Работа гениального геймдизайнера Хидео Кодзимы, пожалуй, самая футуристичная среди наших примеров, но некоторые ее особенности очень сильно напоминают наши реалии. Эта игра вышла, как ни странно, практически за месяц до того, как в декабре 2019 года в Ухане случилась вспышка коронавируса.

Кодзима рассказал историю о том, как после глобального катаклизма внешний мир стал опасен из-за населяющих его существ и природных явлений, выжившее человечество заперлось в своих убежищах. Единственными людьми, которые отваживаются выходить на улицу, остаются курьеры. Именно они доставляют грузы и поддерживают жизнь человечества в изоляции. Ничего не напоминает?

Да, в мире, где существует коронавирус, нет никаких монстров на улице, но все мы, оставаясь дома, стали чаще пользоваться доставками. Труд курьеров стал ценится намного больше, и они встали чуть ли не в один ряд с врачами, которые приняли главный удар на себя и остаются до сих пор на передовой.

Но самое интересное, что в Death Stranding миссия главного героя — построить так называемую хиральную сеть, которая поможет человечеству быть на связи и взаимодействовать дистанционно. Коронавирус точно также заставил многих перейти на удаленную работу, а интернет в этом плане стал спасением.

28 ДНЕЙ СПУСТЯ

Одна из гипотез, откуда вообще взялся коронавирус, состоит в том, что нулевой пациент мог подхватить его от летучих мышей, которые вроде как могут быть переносчиками. В поп-культуре тоже есть примеры, в которых эпидемиологические катастрофы как раз так и начинались. Среди них фильм «28 дней спустя». Только в нем были не летучие мыши, а обезьяны, от которых люди заразились через кровь вирусом, превращающим все живое в неадекватных и агрессивных существ. И через 28 дней после инцидента вся Великобритания, где происходит действие, погрязла в зараженных.

Зомби-апокалипсис — один из самых популярных концов света в массовой культуре, связанных с распространением различных вирусов. Главным образом его представляют в виде оживших и голодных мертвецов, которые не дают людям спокойно жить. Но в фильме «28 дней спустя» зараженных сложно назвать зомби, ведь по факту они остаются точно такими же людьми, правда готовыми крушить все и вся. Да и бегают они быстро. И самое страшное, что в принципе такой сценарий довольно реалистичный в отличие от оживших мертвых.

Ну и наконец, сама идея вируса в фильме, действующего не столько на организм, сколько на психику человека, по мнению режиссера Дэнни Бойла, перекликается с характерной для современного мира проблемой социальной агрессии. Просто вспомните, как кто-то подрезал вас на дороге, влезал в очередь в больницах, или просто толкал вас в супермаркетах, чтобы пройти. Люди действительно бывают довольно жестоки, из-за чего реалии фильма «28 дней спустя» кажутся не такими уж далекими.

ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Важно понимать, что сейчас мы говорим именно об одноименной книге британской писательницы Филлис Дороти Джеймс, а не про фильм, который снял Альфонсо Куарон в 2006 году. Он тоже хороший, но в некотором роде в нем нет ничего общего с романом, хотя общее направление в них совпадает.

История в книге начинается не так далеко от нашего времени — в 2021 году. Человечество начинает страдать от бесплодия и постепенно близится его конец. Действительно, что может быть еще хуже, ведь люди не умирают, с чем вроде как можно бороться, а просто не рождаются, что несколько сложнее.

По сюжету в центре антиутопии появляется единственная беременная женщина, которую главному герою по воле судьбы предстоит защищать. Искренне надеемся, что такой сценарий не ждет нас в следующем году, ведь проблем и в этом еще хватает. Дело в том, что в начале исследования коронавируса ученые выдвигали теорию о возможном развитии бесплодия у людей, переболевших COVID-19. Правда, не у женщин, а у мужчин. Но вот только дальнейшие исследования так и не подтвердили такой исход. Ну, и хорошо.

ДИЛОГИЯ THE LAST OF US

В заключение мы приведем сразу две части компьютерной игры, которая вышла в России под названием «Одни из нас». Первая появилась семь лет назад, а вторая увидела свет совсем недавно — 19 июня и стала главным событием в мировой массовой культуре. Во-первых, она символично вышла в разгар коронавирусной пандемии, поскольку и сама игра рассказывает о постапокалипсисе. Его вызвала вспышка кордицепсной церебральной инфекции. Во-вторых — это мастерски сделанная история с помощью наработок как гейминдустрии с ее интерактивом, так и кинематографичной картинкой и сильной драматургией.

Оговорюсь сразу, коронавирус и кордицепс никак не связаны. Последний — это род грибов, паразитирующих на определенных видах насекомых, но также как и COVID-19 он действительно существует в нашем мире. Например, кордицепс может прорастать внутрь тел муравьев и превращать жертву в послушного мини-зомби. Зараженное насекомое покидает сородичей и бродит в поисках благоприятного места для роста своего хозяина. Добравшись до идеального «жилья», гриб-паразит парализует насекомое и медленно убивает. После чего из головы жертвы прорастает плодовое тело гриба и новые смертоносные споры попадают в воздух в поисках других жертв, которых вскоре постигнет та же участь. Звучит страшно, если что.

Так вот, в мире игры The Last of Us кордицепс поражает людей и вызывает необратимые изменения в человеческом организме — жертва теряет разум и превращается в подобие зомби.
Сама же кордицепсовая пандемия привела к упадку цивилизации и гибели большей части населения Земли. Часть выживших укрывается в изолированных карантинных зонах, охраняемых военными. Города за пределами зон превратились в опасные руины.

Главным героям первой части, одна из которых маленькая девочка с иммунитетом к инфекции, а второй — ее сопровождающий, предстоит найти местную группировку, которая ищет вакцину против кордицепса. Вторая часть The Last of Us продолжает историю, но уже в несколько ином ключе.

Пандемия коронавируса стала глобальным явлением. Она просочилась во все сферы нашей жизни и на самом деле уже точно также входит в массовую культуру, как и ее вымышленные аналоги. А в конце концов, когда вирус будет побежден, явно найдутся и те, кто захочет запечатлеть это время либо в кино и литературе, либо же вдохновившись сделает компьютерную игру.

оставьте ответ