Правос­лавная вера не меняется. Меняться могут лишь люди по отношению к ней.

текст Владимир Стеклов фото Антон Долгушин

В январе этого года для освящения храма Александра Невского к нам в город приезжал митрополит Ханты-­Мансийский и Сургутский Павел. Владыка нашел время, чтобы пообщаться с нашим корреспондентом и ответить на вопросы о духовности, о добре и зле, о главном в нашей жизни… 

­ Владыка, при Вашей поддержке по округу за последние годы построено множество храмов! Именно эту цель Вы ставили перед собой, когда стали главой Ханты-­Мансийской митрополии?

­ Главная цель — не храмы сами по себе, не их количество. Конечно, чем больше храмов, тем лучше. Но не в этом дело. Главное — это люди, христиане они или нет. Храмы возводятся для людей, чтобы они могли познать Господа, преобразить свою жизнь и достигнуть блаженной вечности.

­ Вы были с визитом в нашем городе, когда праздновали 20­-летие храма Рождества Христова. Это первый храм в городе. Его строили 6 лет. Что изменилось в городе с его появлением?

­ Думаю, после появления первого и последующих храмов город преобразился внешне и внутренне. Внешне город обогатился. Кроме жилых, коммунальных, образовательных, медицинских, хозяйственных объектов, в нем появились духовные, священные центры — места паломничества и молитвы. Внутренне с появлением храмов город обрел свой дух. Мы знаем, что человек состоит из тела, души и духа. Так и у города есть его тело — жилые и хозяйственные постройки; его душа — образовательные и культурные сооружения; и его дух — церкви Божии. Благодаря появлению храмов, жители Нижневартовска обрели возможности для полноценного духовного развития – для крещения, исповеди, причастия, участия в богослужении, приобщения к святыням.

­ Вокруг строительства новых храмов в городе много споров…

­ Во-­первых, храмов много не бывает. Во-­вторых, с ростом населения города возрастает и потребность в новых храмах, в которых верующим будет свободно и удобно общаться с Господом. Если мы хотим, чтобы Господь помогал нам в наших земных делах, нужно Ему послужить, показать свою веру и любовь. На Руси вера и любовь народа всегда выражались в возведении Домов Божиих.

­ Скажите, в чем уникальность нового храма в нашем городе ­ — храма Александра Невского?  И есть ли в округе подобные храмы?

­ Действительно, 12 января 2020 года в Нижневартовске совершилось великое освящение храма в честь благоверного князя Александра Невского, в нем была проведена первая Божественная литургия. Хочу сказать, что каждый храм по­-своему уникален. В этом плане храмы, как люди. Особенность этого храма состоит в том, что он полностью деревянный, стены возведены из клееного бруса, входные лестницы выполнены из гранита. Мы постарались, чтобы храм был не только красив внешне, но и уютен внутри. Для комфорта прихожан в нем предусмотрены полы с подогревом. В дальнейшем на территории храма планируется построить детскую площадку и сквер для отдыха горожан. В нашем округе есть и другие деревянные храмы. Деревянное храмостроительство традиционно для Сибири. Но аналогичного храма нет.

­ Владыка, как Вы считаете, Нижневартовск ­- духовный город?

­ На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Ведь людям приходится каждый раз делать выбор «за» или «против» воли Божией, подтверждать или опровергать свою духовность. Например, когда мы делаем выбор быть в нашем городе ещё одному храму или нет. Жители Нижневартовска каждый день сами отвечают на этот вопрос, решая, как им поступать, по заповедям Божиим или нет.

­ Каковы планы духовной работы у нас в городе?

­ Планы духовной работы включают как традиционные средства, так и современные. К первым можно отнести духовное просвещение людей через совершение богослужений, молитву, проповедь в храмах, распространение духовной литературы, через предоставление образования в Нижневартовской православной гимназии. Ко вторым относятся участие представителей епархии в различных общественных, муниципальных, региональных, государственных программах и мероприятиях по духовно­нравственному воспитанию детей и молодежи. Главное, чтобы все наши планы привели к ожидаемому результату — привели людей к Богу.

­ Как у нас в городе идет взаимодействие церкви и власти? Всегда ли Вы поддерживаете действия властей, администрации? Против каких действий можете выступить?

­ В целом отношения с властями доброжелательные и конструктивные. Конечно, в ходе взаимодействия случается недопонимание, бывают разногласия, которые мы стараемся решать вместе. Могу выступить против действий власти, если эти действия будут наносить вред Церкви.

­ Тема этого выпуска: «О главном…». Что, на Ваш взгляд, является главным для каждого человека? Один из героев нашего журнала в своем интервью как­то сказал: «Я каждый день по кирпичику строю свой собственный храм – храм души»… Как Вам кажется, что это за «кирпичики»?

­ Главным для каждого человека являются его отношения с Богом. От наличия и качества этих отношений зависит, станет ли душа человека святым храмом или останется нагромождением греховных страстей, пустырем, на котором ничего не растет. Когда человек встретит Бога, станет общаться с Ним, пойдет по пути исполнения Его заповедей, тогда он и начнет строить храм своей души. «Кирпичиками» его стен будут Евангельские добродетели ­ вера, покаяние, смирение, терпение, надежда и любовь к Богу и ближним.

­ Вера современного человека она какая? Во что сегодня верят?

­ Во что сегодня только не верят! Замечаю, что очень часто современные люди готовы поверить во что угодно ­ в самих себя, в астрологию, гадание, экстрасенсов, колдунов, инопланетян, науку, технику, лишь бы не верить в Христа. Пока у человека все благополучно, он склонен приписывать все успехи себе. И только тогда, когда человека постигает несчастье и вся его самонадеянность рушится, он смиряется перед Богом, обращается к Нему как последнему пристанищу. В большинстве случаев, чтобы человек уверовал, ему необходима жизненная встряска. Чаще всего люди приходят к Богу именно через тяжелые жизненные испытания. Это, кстати, объясняет, почему их у нас в жизни так много.

С появлением храмов город обрел свой дух. Мы знаем, что человек состоит из тела, души и духа. Так и у города есть его тело — жилые и хозяйственные постройки; его душа — образовательные и культурные сооружения; и его дух — церкви Божии.

­ Многие говорят о вере, как о «модном течении» в жизни. Как считаете, вера, так же, как и приоритеты в жизни, со временем меняется? Модно ходить в церкви, модно окунаться в проруби, модно быть верующим… приемлемо ли это?

­ Для ясности ответа проведем принципиальное различие. Это различие между истинной и ложной верой. Та вера, которая от Бога, которая изложена в Его Откровении, явлена во Христе, ­ истинная вера. Все другие учения, отрицающие Христа, уводящие человека от Бога и вечной жизни с Ним, ­ примеры ложной веры. Каждый из нас выбирает между ними, принимает решение, от которого зависит его земная и небесная участь.

В истории Церкви были разные периоды отношения к ее вере: периоды гонений, государственного и общественного признания, моды, как Вы говорите. Думаю, если человек считает веру модной и старается жить по ней, в этом нет ничего плохого. Лучше быть верующим, считая ее модной, чем не быть. Лучше так, чем вообще никак. Главное, чтобы он на этом не останавливался и дорос до понимания, что мода меняется, православная же вера остается неизменной вот уже две тысячи двадцать лет от Рождества Христова. Православная вера не меняется. Меняться могут лишь люди по отношению к ней.

­ Вера и менталитет людей, эти понятия влияют друг на друга?

­ Скорее, вера влияет на менталитет, чем наоборот. Как я уже сказал, вера Христова неизменна, уже две тысячи лет она хранится в Церкви. Менталитет — это определенный характер народа, который формируется под влиянием разнообразных географических условий, исторических событий и процессов. Вера Христова способна преобразить менталитет народа в лучшую сторону, христианизировать его, если народ принимает её искренне, всем своим существом.

­ Решением Священного синода от 30 августа 2019 г. Вам поручено управление Филиппинско-­Вьетнамской епархией с именованием титула в пределах указанной епархии «Манильский и Ханойский». Многие переживают, что Вы уедете из Ханты-­Мансийского округа. Как Вы прокомментируете это?

­ В решении Священного синода ясно сказано, что управление Филиппинско-­Вьетнамской епархией Патриаршего экзархата Юго­Восточной Азии мне поручено в дополнение к уже существующему несомому послушанию. Поэтому переживать не надо. Просто к вверенной моему попечению Ханты­-Мансийской и Сургутской митрополии добавилась еще одна епархия. Потрудимся ещё и там.

Каждый храм по­своему уникален. В этом плане храмы как люди.

­ Приняли ли Вы уже место служения? Что предстоит там сделать? С какими сложностями предполагаете столкнуться?

­ Да, принял и уже побывал там несколько раз. Познакомился с ситуацией на месте, пообщался со священнослужителями, прихожанами, провел переговоры с представителями власти. Манильская и Ханойская епархия является новообразованной. Она была создана решением Священного синода от 26 февраля 2019 г. Поэтому работы предстоит очень много, как всегда и бывает в начале пути. В составе епархии действуют 30 приходов. Только две небольшие общины находятся в городах Манила и Тагайтай, все остальные – на о.Минданао. Общее количество православных филиппинцев, окормляемых Русской Церковью, ­ около полутора тысяч. Все приходы расположены в отдалении друг от друга, связь между некоторыми из них затруднена. Храмы и часовни в основном представляют собой типичные для острова постройки из бамбука. Богослужения совершаются на церковнославянском, английском, себуанском и тагальском языках. На местные языки переводится и издается богослужебная и катехизаторская литература.

Основное внимание уделяется просвещению местного народа, подготовке священнослужителей. Это позволит увеличить количество приходов, укрепить и расширить уже действующие. Планируем строительство новых православных храмов, которые бы могли выдерживать местные землетрясения. Трудности в основном имеют внешний характер. Главным образом, они связаны с большим расстоянием (по прямой шесть с половиной тысяч километров) между Западной Сибирью и Юго­-Восточной Азией, сложностями передвижения и связи внутри самой епархии (порой дорог просто нет), непривычным для нас тропическим климатом. Также затрудняют миссию языковые и культурные отличия. Однако все эти трудности преодолимы. С Божьей помощью и совместными усилиями Православие будет распространяться на Филиппинах и Вьетнаме.

­ Когда удается побыть наедине с самим собой, о чем чаще всего Ваши мысли? Что сегодня беспокоит Вас в жизни людей?

­ Побыть наедине с собой получается не так часто, как хотелось бы. Когда же это удается, все равно думаю о том, что еще нужно сделать для развития вверенных мне епархий. Иногда вспоминаю прошлое. Молюсь Господу о вразумлении и помощи, благодарю Его за всё.

Наверное, больше всего в жизни людей меня беспокоит суетность. Сегодня люди постоянно куда­то бегут, несутся, спешат ради земного успеха. Даже тогда, когда остаются на месте, они погружены в свои гаджеты. Так что, их ум занят самой разнообразной информацией – развлекательной, экономической, политической. Им некогда даже подумать о своей душе, не говоря уже о том, чтобы что­то сделать для её улучшения. Суетность ума и жизни ведет к духовной бесчувственности, невнимательности к себе и ближним, к неблагодарности. Естественно, такой человек видит в своей жизни одни проблемы, винит в них только других, но не себя. В таком душевном состоянии люди, их родные и близкие горько страдают, их жизнь отравляется неуверенностью, унынием и равнодушием. Помочь им может только Господь, если они обратятся к Нему с покаянным сердцем.

­ Что сегодня люди чаще всего оставляют после себя ­ добро или зло?

­ Думаю, это знает один Господь. Нам дано знать лишь малую часть земной жизни человека – его поступки, слова. И то мы почти ничего не знаем о его мотивах. Сердечные устремления, покаяние, молитвы, внутреннее духовное состояние человека для нас закрыты. Поэтому мы не можем и не должны судить других, выносить о них окончательный суд, определять их загробную участь. «Не судите, да не судимы будете», ­ говорит Христос. Не будем же судить. Будем уповать на бесконечное милосердие Божие к нашим ближним и нам грешным.

Станет ли душа человека святым храмом или останется нагромождением греховных страстей, пустырем, на котором ничего не растет?

­ Если человек теряет нравственное начало, кто в этом виноват и что делать?

­ Мы верим, что нравственное начало в человеке – это его бессмертная, разумная, свободная душа, созданная по образу и подобию Божию. Её можно омрачить, осквернить, обессилить своими грехами, но потерять нельзя. Как бы тяжко человек ни согрешил, как бы низко ни пал, для него всегда остается возможность покаяния, прощения и спасения. Нужно только пожелать этого и обратиться к Господу, который ждёт этого. Сам человек виноват в своём падении. Кроме него в этом некого винить. Какой бы тяжелой ни была ситуация, какие бы сильные ни были искушения, каждый принимает решение самостоятельно и свободно, и несёт за него ответственность. Человек свободно падает и свободно встает.

Чтобы вновь обрести себя в Господе, прежде всего нужно осознать глубину своего падения («От них же первый есмь аз»), принести Богу искреннее покаяние в таинстве исповеди, причаститься Святых Христовых Таин. Это начало исцеления падшего верующего человека.

­ Что бы Вы хотели изменить в жизни своей и других людей, если бы была такая возможность?

­ Хотелось бы, чтобы наши души всегда помнили о Боге, не забывали Его в житейской суете. Чтобы на первом месте каждого из нас было служение Богу и ближнему. Чтобы вся наша жизнь была Богослужением, одной сплошной литургией. Правильно организованная жизнь христианина ­ это жизнь вокруг Божественной литургии. Главное ­ общение и соединение с Богом, а остальное должно быть второстепенным. Если жизнь строится вокруг литургии, тогда христианин правильно живет, ибо причастие и соединение с Богом является определяющим в нашей жизни.

­ Владыка, Вам принадлежит фраза: «Дай Бог, чтобы мы научились видеть Господа во всем, что нас окружает, чем мы живем, с чем соприкасаемся»…  Это как раз о том, что Вы сказали выше?

­ Бог присутствует везде и во всем Своей благодатью. Нужно только научиться Его видеть и чувствовать. Для этого нужно очистить, исцелить и правильно настроить свою душу, её духовные способности – совесть, ум, молитву. Потому что все сотворено на земле Богом.

­ Какой грех сегодня чаще всего совершается людьми?

­ Скажу о самых частых тяжких грехах, которые вопиют к правосудию Божию. По моему опыту это блуд и детоубийство в утробе матери (аборты). Блуд разлагает и разрушает семьи и общество в целом. Аборты лишают наш народ будущего. По моему глубокому убеждению, именно в этих грехах главный корень наших демографических и общественных проблем.

­ Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Где Вы будете нести службу в этот день?

­ Надеюсь, там, где и обычно, ­ в столице нашего региона, в главном храме нашей митрополии – соборе Воскресения Христова – вместе со своей паствой.

­ Верите ли Вы в чудо? Есть ли ему место в современной жизни?

­ Конечно, да. Ведь чудо – это действие Господа в нашей жизни. Весь мир, вся наша жизнь, каждый из нас с телом и душой – чудо и дар Божий. А разве прощение, милосердие, понимание среди людей — это не чудо? Как же в него можно не верить? Чудо везде и во всём, потому что везде и во всём – Господь. Повторюсь, нужно только научиться Его видеть и чувствовать.

­ Если двигаешься к цели и появляются какие­-то трудности, как понять, то ли Господь тебя не допускает к чему­-то и говорит, что это не твой путь, то ли это препятствие, которое стоит преодолеть, с которым ты станешь сильнее?

­ Воля Божия постигается разумом и опытом жизни. Прежде, чем ставить перед собой какую­-то цель, нужно выяснить, согласуется ли она с христианством, нравственна, праведна ли она. Для этого нужно изучить, что говорит Господь в Священном Писании, посоветоваться со своим духовником. Благо, сегодня у нас есть все возможности выяснить христианское учение по всем вопросам. Если наша цель не противоречит Евангелию, тогда к ней можно и нужно стремиться, полагаясь на волю Божию, взяв благословение у духовника, молясь Господу: «Да будет воля Твоя». Здесь сам опыт успеха или неуспеха научит человека. В любом случае для него это будет уроком веры, надежды, смирения и верности Христу. Главное помнить: Богу видней, что нам нужней. Не отчаиваться и не унывать, если что­то не получается. Всему своё время.

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
  1. Из страха перед дворцовым переворотом — подобным тому, что свёл в могилу его отца, — Павел принял решение уединиться в замке, отделённом от города рвом. Начались работы по возведению Михайловского замка. Перед входом в резиденцию был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду — правнук». Павел гордился происхождением от Петра Великого и всячески стремился его подчеркнуть. В новой резиденции Павел прожил всего сорок дней (с 1 февраля до ночи с 11 на 12 марта 1801 г.), предшествовавших цареубийству. В это время он распорядился начать в столице новое масштабное строительство — Казанского собора на Невском проспекте. После смерти Павла работавшие на него иностранные архитекторы (Бренна, Виолье, Росси ) лишились заказов и покинули Россию. Вопреки распространённому представлению о том, что в правление Павла всё делалось по его личной прихоти, император был последователен в «приобщении российского дворянства к рыцарской этике и её атрибутам»

  2. Пимен (Пегов Павел Григорьевич) (1875—1942?), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Бакинского. С 1915 г. епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии. Председатель Президиума Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. С 1918 г. епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. С 1921 г. архиепископ. В 1922(?) г. перешел в обновленческий раскол. С 1923 г. обновленческий митрополит. С 1925 г. глава «Украинской Автокефальной Православной Синодальной Церкви». Ввел в украинском обновленчестве монашеский епископат и запретил второбрачие, за что в 1935 г. уволен от должности председателя Синода. В 1935 г. после принесения покаяния принят в общение с Церковью и назначен архиепископом Каменец-Подольским и Брацлавским. Вскоре был арестован, находился в заключении, где и скончался.

  3. ( 9 июля ) 1762 года. Достигнув совершеннолетия, великий князь по настоянию матери уступил 5 октября 1773 года права свои на владения в Шлезвиг-Гольштейнском герцогстве, к которым принадлежали города Киль, Апенраде, Ноймюнстер, датскому королю Кристиану VII, взамен графств Ольденбург и Дельменхорст в Северной Германии, от которых отказался 14 декабря того же года в пользу своего родственника, герцога Фридриха Августа, любекского протестантского епископа . В первый раз Павел женился 29 сентября 1773 года на великой княжне Наталье Алексеевне, рождённой принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской, которая через два с половиной года, 15 апреля 1776 года, умерла при родах. В том же году Павлу подобрали новую супругу — Софию-Доротею Вюртембергскую, которая после перехода в православие стала именоваться Марией Фёдоровной. Фридрих Великий самолично устроил встречу Павла с будущей женой в Берлине. Павел (которого за глаза называли «самый некрасивый человек империи») был пленён статной блондинкой с приятным лицом; на другой день он писал матери

  4. Лапин Павел Дмитриевич (1877—?), профессор Казанской духовной академии по кафедре церковного права. Главный труд «Собор как высший орган церковной власти» (Казань, 1909 г.). Член Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. по избранию от Казанской духовной академии. Член Высшего Церковного Совета.

  5. Пимен (Пегов Павел Григорьевич) (1875—1942?), архиепископ. В 1911 г. хиротонисан во епископа Бакинского. С 1915 г. епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии. Председатель Президиума Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. С 1918 г. епископ Каменец-Подольский и Брацлавский. С 1921 г. архиепископ. В 1922(?) г. перешел в обновленческий раскол. С 1923 г. обновленческий митрополит. С 1925 г. глава «Украинской Автокефальной Православной Синодальной Церкви». Ввел в украинском обновленчестве монашеский епископат и запретил второбрачие, за что в 1935 г. уволен от должности председателя Синода. В 1935 г. после принесения покаяния принят в общение с Церковью и назначен архиепископом Каменец-Подольским и Брацлавским. Вскоре был арестован, находился в заключении, где и скончался.

оставьте ответ