35 лет, Генеральный директор Группы компаний «НВ­ТРЕЙД», образование высшее, женат, сын Радислав.

текст Слава Болконский  фото Артур Кучко место фотостудия «Маска»

Предприниматель Ярослав Савин о том, как из него не получился журналист и почему он никогда не уйдет в дауншифтеры.

«Стараюсь делать так, чтобы близкие оставались счастливы, а материальное не играло главную роль, при этом чтобы денег хватало на все важное»

Сейчас Ярослав владелец серьезного бизнеса и гендиректор группы компаний «НВ­Трейд», которая работает под говорящим слоганом «Объединяя лучших». Но начиналось все с мелкой торговли и пивного бара «Примус».

­ Это был 2013 год, мы назвали его в честь покровителя пива Яна Примуса. В то же время начали заниматься строительной отраслью, продажей кондиционеров. Появились монтажники и пивной бар. На 40% работал в долг своим же сотрудникам. Стройка и пиво оказались несовместимы, и бар закрылся. Но не только по этой причине ­ масштабировать пивной бизнес довольно сложно, а вот строительная отрасль идет достаточно хорошо. Потом мы активно занялись вентиляцией, отделочными, монтажными работами, отоплением, рекламной продукцией и т.д. В итоге каждый год у нас открывался новый вид деятельности. Также начали действовать по такому принципу: «Если вы плохо работаете, тогда мы идем к вам». Выстраивали бизнес­процессы различным предпринимателям, а они делились частью прибыли. Под крыло пришло достаточно много людей. Вот так по сей день и объединяем лучших, ­ рассказывает Ярослав.

­ А как стать лучшим и понять, что ты таким являешься?

­ В первую очередь иметь обратную связь с клиентами. Есть такая хорошая книга «Жалоба как подарок», так вот таких жалоб мы собирали очень много и исправляли ошибки.

Но также важно думать о своей команде. Какой человек хочет приходить на работу? У которого дома все хорошо. Поэтому мы делаем акцент на человеческие отношения и, помимо образовательных программ, собираемся, обсуждая житейские моменты.

­ А для чего Вы работаете? Понятно, что изначально – это были деньги, но сейчас Вы кайфуете от работы?

­ Вначале, конечно, все создавалось и ради денег в том числе, когда их не было. Работая с восьми до пяти, мне не хватало ни денег, ни чувства, что использую все свои ресурсы по назначению. А сейчас, чем важнее цель и труднее она, да еще и охватывает большее число людей, тем интереснее. Движение и общение ­ это круто. Ну а с развитием бизнеса приоритеты меняются, и уже идейная составляющая становится важнейшим фактором движения вперед. Я не скажу, конечно, что могу позволить себе в любой момент все, но определенный достаток существует. К тому же в основном все заработанное тут же вкладывается в дело. Мешок с деньгами за спиной сильно снижает мотивацию, а мне, как уже сказал, нравится быть в тонусе.

­ С мотивами разобрались. А как получилось, что сейчас Вы в кресле руководителя, а, например, не рисуете или играете в группе? Как поняли, чем нужно заниматься?

­ Когда мне было 17 лет, я не копил на новый велосипед (строки из трека рок­группы «Ляпис Трубецкой» ­ прим. автора), а интересовался футболом. Играл, болел и даже писал статьи в еженедельник «Спорт­Экспресс» про наш Самотлор 21. Я очень хотел стать журналистом, но тогда такое образование стоило 80 тысяч в год. На бюджет не поступил из-­за проходных баллов, да и мест мало выделяли. Поэтому пошел за 28 тысяч на экономиста. Ну вот, так я и не стал журналистом, ­ улыбается Ярослав.

­ Думаю, жалеть не о чем. Вы молодой, успешный бизнесмен. Таких людей, которые к 30 годам делают серьезные дела (Савину 35 лет), я встречаю все чаще. Почему раньше этого не было?

­ Ментальность была иная. Мы в 1991 году только вышли из советского режима. Тогда главенствовали другие ценности, считалось, что единственный верный путь – пойти устроиться на завод. Людей, которые купили, наценили и продали, называли спекулянтами. Сейчас их называют правильно ­ предпринимателями. Очень много перенимается из западной культуры предпринимательства. Но мы отстаем от нее все­таки лет на 20­30. В 2003 году мы читали книги по менеджменту, которые были написаны в США в 80­е. Но разрыв сокращается, и появляется возможность развития. Однако, свобода предпринимательской деятельности все­таки существует 50 на 50, ведь контролирующих органов и служб по­прежнему огромное количество, хотя многие из них упраздняются. Да и налоги становятся больше. В итоге идем вперед, но с пробуксовками.

­ Предположу, что ходите на разные бизнес­тренинги. Это реально помогает?

­ Да, ходил к теоретикам, но сейчас интереснее послушать практиков. Есть такой журнал «Генеральный директор», который регулярно собирает конференции руководителей. Такой обмен опытом намного лучше, чем какой­то лектор, который говорит: «Предприниматель – это зашибись, вам налево, вам направо». А сам не был ни там, ни там.

­ То есть Вы за то, чтобы делиться секретами успеха. Не жалко?

­ Я всегда открыт, а для своих в особенности. Для остальных… Время ­ самый ценный ресурс, но за прямым вопросом последует прямой ответ. А жалко ли? Абсолютно нет, мы­то идем дальше и завтра новые фишки придумаем.

­ Вам приходится много работать. Какие трудности и проблемы были на этапе становления?

­ Слишком доверял людям и был уверен в том, что каждого можно поменять в лучшую сторону. Но когда человеку вообще ничего не надо, то вкладывай ­ не вкладывай… В общем, не видел я плохого в людях, а этим умело пользовались.

Второй момент связан с кредитами. Когда были трудности в бизнесе, пошли проблемные клиенты и, соответственно, появились просрочки по кредитам. Отголоски были слышны достаточно долго.

А еще несколько кредитов брал не для себя. Приходили друзья­предприниматели, говорили, мол у тебя же кредитная история хорошая, возьми по­братски. Я в ответ: «Да вопросов нет, давай». Потом они теряли бизнес, а кредиты плачу я. Вот так проблема доверия к людям перемешалась с проблемами по кредитам. Но сейчас все хорошо.

«С развитием бизнеса приоритеты меняются, и уже идейная составляющая становится важнейшим фактором движения вперед»

­ Почему в те моменты Вы не отчаялись и продолжили пахать?

­ Как это не отчаялся? Отчаялся, ­ шутит Савин. – Просто, что бы я семье сказал? Ушел в себя, вернусь не скоро? Со стрессом стараюсь бороться экстримом: автомобиль, гидроциклы, тарзанки. Хожу еще на рукопашный бой.

­ Я так понимаю, Вы говорите о философии позитивного стресса, которую многие бизнесмены используют, чтобы держать себя в тонусе. Чем­то еще похожим занимаетесь?

­ Да, бегать нравится, причем ночью на набережной р.Обь. В ушах наушники и всегда разный саунд.

Отдыхать нужно, потому что когда работаешь 14­16 часов в сутки, да еще и на протяжении длительного периода времени, то входишь в зомби­режим. Человек не робот и если мозг заставляет организм трудиться на износ, то тело обидится и вывихнет что­нибудь. Вот недавно играли в пейнтбол на базе. Потом еще несколько часов активности. А под конец просто стою, как зритель смотрю волейбол, и мяч летит в меня. Думаю, ну отобью, и бум… В ребрах как защемило, ­ Ярослав проводит рукой по боку.

­ То есть в принципе все увлечения довольно стандартные? Крючком втайне не вяжете?

­ Ну еще люблю петь или скорее читать рэп. Это направление осталось еще с молодости. Стараюсь регулярно на какие­то концерты выбираться. В последнее время ГРОТ нравится. Еще товарищ ГУФ, с ним знаком и нравится его творчество, за жизнь, конечно, не скажу. У Скриптонита серьезный потенциал. Не сказать, правда, что он очень нравственный чувак, но на сцене у него колоссальная отдача.

­ В общем, возможно, когда­то увижу в каком­-нибудь переулке, как Вы батлитесь с какими­то типами? – перевожу тему в шутку.

­ Было бы круто, но это вряд ли, ­ смеется Ярослав. – Рэп­батлы, кстати, культура, набирающая в нашей стране обороты. Но опять же, как и российское предпринимательство, отстает на 20­30 лет от американского рэпа и хип­хопа. Интересная параллель, раньше не проводил.

­ От футбола до сих пор фанатеете?

­ Уже не так сильно, как раньше, но определенно да. Вообще, за «Зенит» болею, но еще симпатизирую «ЦСКА». У меня есть вся зенитовская атрибутика: футболки, кепки, так что, приезжая в Питер, сразу как свой.

­ В фанатских разборках принимали участие?

­ Нет, не приходилось.

­ Тогда как считаете, мужчина должен решать проблемы грубой силой или грамотной дипломатией? Или грубой дипломатией?

­ Чем корректнее общение людей, тем лучше. Но если конфликт неизбежен и простые слова не действуют, тогда мужчина обязан ответить, потому как постоять за интерес своих близких очень важно. Причем любым способом.

­ Кроме молодых лидеров и управленцев, сейчас не менее популярен народ, который бросает материальные блага, уходя в дауншифтеры. Вы б так смогли?

­ Нет, не представляю себя без урбана. Мне, конечно, по кайфу заехать в деревню, выпить молока с ведра, наступить в кучу, коня оседлать. Классно, но через пять дней я буду оттуда бежать быстрее этого коня.

­ Ок, если такая философия жизни не подходит, опишите коротко свою.

­ Стараюсь делать так, чтобы близкие оставались счастливы, а материальное не играло главную роль, при этом чтобы денег хватало на все важное. Может даже чуточку больше, чтобы делиться с теми, кому они даются сложнее, чем тебе. Это же касается и работы: вкладываешь максимум себя для достижения максимальных результатов.

«Я всегда открыт, а для своих в особенности»

­ Говоря о семье… Вы семейный человек?

­ Сложно, конечно, меня таким назвать, но хочу им быть. Жену зовут Юлия, а недавно у нас родился сын. Пока она в декрете, но так вместе бизнесом занимаемся. С Юлей познакомились в баре. Подсели с друзьями к ним за стол, представившись психологами, которые проводят соцопрос. Потом Юля скинула описание места в городе (игра такая была, «Легенды» называлась что ли), а мне предстояло угадать, где это. В итоге справился, и она сказала: «Ты первый, кто угадал». Я ей: «Ты многим скидывала?», ­ смеется Савин. ­ Так и затянулось общение.

­ Считается, что хорошая женщина делает мужчину лучше. Согласны?

­ Да, потому что сложностей в жизни хватало, и в их решении есть и ее заслуга. Когда был кошмар по банкротствам, Юля оставалась всегда со мной. Морально поддерживала, говорила: «Успокойся, нормально все будет», ­ улыбается Ярослав. ­ Конечно, у нее все намного женственнее звучало.

«Чем важнее цель и труднее она, да еще и охватывает большее число людей, тем интереснее»

оставьте ответ