54 года, Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП­ЮНЕСКО, член Союза фотохудожников России, участник городских, областных, окружных, региональных, зональных, республиканских, всероссийских, международных выставок. Преподаватель художественного отделения «Детской школы искусств № 1» г. Нижневартовска.

текст Елена Шамсутдинова  фото Артур Кучко место фотостудия «Маска»

Путь к профессии. Я вырос в абсолютно простой семье: мама работала на стройке, потом диспетчером в пожарной охране, а отец был водителем. Жили мы на окраине города Петропавловска, в поселке Заречный. Рос я, как и все мальчишки, на улице. Ходили драться район на район, в город ездили… Это были 70­е годы. Мама мне всегда говорила: «Сережа, что бы ты ни делал, это твой выбор». Не было так, что ты «обязан» и «должен». Но интуитивно я понимал, что хочу вырваться из той среды. Тем более перед моими глазами были яркие примеры – двоюродные братья: один ­ историк­археолог, другой – журналист, третий – кадровый военный. И я даже мечтал стать как они ­ или военным, или юристом, или журналистом… К слову сказать, художников в нашей семье не было. Но все отмечали, что во мне есть художественные данные. Будучи маленьким ребенком, я всегда любил срисовывать картинки с красивых оберток от конфет или шоколада. А еще ярко помню ситуацию из первого класса, когда, листая букварь и рассматривая в нем картинки, я заметил, что одно из изображений нарисовано неправильно. На первой картинке были изображены мальчик с собакой на берегу, на второй – мальчик поплыл по реке и стал тонуть, а на третьей ­ собака спасает мальчика. Так вот собака в реке была изображена по размерам такой же, как на берегу, что неправильно. Ведь она дальше, следовательно, должна быть меньше. Я сказал об этом своей учительнице. Та в свою очередь передала моей маме, что у меня есть художественные данные и их нужно развивать. Но дальше это как­то не пошло. Я активно занимался спортом ­ лыжи, дзюдо, самбо… Пока однажды благодаря своему двоюродному брату не увлекся резьбой по дереву. Столярничать мне всегда нравилось, в мастерской у отца я любил работать инструментом, пилить, делать что­то своими руками. Помню, я даже поучаствовал в выставке художественной самодеятельности, где получил грамоту как самый молодой мастер. Вот тогда­то брат посоветовал моей маме отдать меня в художественную школу, что она и сделала. 

«Вобрав эмоции в себя, я передаю их на холст»

Миссия. Сегодня я не только пишу картины, но и работаю преподавателем в детской школе искусств. Когда, спустя годы, дети, которых я учил, «выстреливают», демонстрируют свои работы на выставках, а их имена становятся нарицательными, вот тогда я понимаю, что выполнил свою миссию ­ отдавать накопленные знания и опыт другим. Точно так же, как я создаю картину, я «создаю» своего ученика, вкладывая в него свои знания и умения. В этом, наверное, и есть мое предназначение. Не переставая, год от года, ко мне идут дети обучиться и получить знания. И пока у меня есть силы, возможности, я буду делиться свои опытом. 

Член Союза художников России. В Союз художников России я был принят в 1992 году. Как будто только вчера вступал, а ведь уже более четверти века прошло… Честно признаюсь, что в Союз меня приняли со второго раза. Отбор очень жесткий и профессиональный. До сих пор в Союзе художников России сохраняются требования, чтобы художник обладал богатым багажом творческих знаний и умений, участвовал в зональных, Всероссийских и Международных выставках. Стать участником этих выставок непросто. Нужно обязательно пройти выставком. Маститые академики, заслуженные и народные художники принимают решение, будут ли твои работы выставляться на выставке или нет. Выбор их падает на те, в которых прослеживается творческое «я» автора, где есть индивидуальный пластический язык. Зональные и Всероссийские выставки проходят один раз в 4 года. Мои работы не раз выставлялись на таких выставках. Неоднократно проводил персональные выставки. Одна из самых запоминающихся персональных выставок была в Париже. 5 лет назад я там прожил некоторое время, работал в международном центре изобразительного искусства (Cite internationale des Arts). Да, Париж меня вдохновил, до сих пор не могу понять, в чем его тайна и сила… Несколько раз я был в Венгрии, работал на международном пленэре, писал работы и тоже организовывал там выставки. Сейчас у меня проходит персональная выставка в Мегионе. В конце августа открывается моя выставка в Екатеринбурге в Музее дизайна Уральского Архитектурно­художественного Университета, в конце сентябре в Нижневартовском краеведческом музее планируем провести совместную выставку с моим приятелем – Олегом Свистуновым. Экспозиция будет интересной, мы с ним «говорим» абсолютно одним пластическим языком, наши картины не «спорят», а дополняют друг друга. Пользуясь случаем, приглашаю всех посетить эти выставки!

Помимо Союза художников России, я вхожу в Союз фотохудожников России. Увлекшись художественной фотографией, я сделал серию творческих работ. Благодаря этим работам меня и приняли в Союз. Это было неожиданно! Но вот так порой в моей жизни и происходит, когда я делаю что­то вопреки самому себе и окружению, а это вдруг «выстреливает».

«Счастье ­ это когда остается хорошая и добрая память о тех, кого уже нет. Я занимаюсь своим любимым делом, и это дело еще приносит мне дивиденды. Я бодр и энергичен, у меня есть планы, а также возможность и желание эти планы реализовать. Я не вижу ничего такого в моей жизни, чтобы я сказал, что я несчастен»

Вдохновить меня может абсолютно все: общение с людьми, свет, цвет, фактура, контуры женского бедра или мужских плеч… Внутри меня накапливаются эмоции, впечатления, эффекты, например, как солнечный луч падает на какую­то фактуру ­ древесину, штукатурку, как сочетаются цвета, ­ я обращаю внимание на многое. Вобрав эмоции в себя, передаю их на холст. Я пишу быстро и много, за день могу «замесить» холста три­четыре. Самое сложное ­ приступить писать. А еще сложнее закончить. Это сродни тому, как вы сделали ремонт в квартире, а начать процесс наполнения интерьера не решаетесь, ведь все так чисто, аккуратно, все новое, а нужно прибить картины, повесить бра… С чистым холстом то же самое. Порой я долго могу смотреть на него, прикасаться к нему, думать, отвлекаться, разговаривать с кем­либо, чай пить… Но стоит сделать первый мазок, как тут же все и начинается… Художники работают и готовят на своей творческой кухне точно так же, как хозяйки на кухне дома. И не всегда получается то, что планируется изначально, на конечный результат влияет множество факторов, так же, как на кухне – то тесто не поднялось, то что­то пригорело и уже получается другое блюдо. Бывают периоды, когда я вообще не подхожу к мольберту. Но это не значит, что я не работаю, я накапливаю эмоции. Постоянно работать на износ, на разрыв жилы, с нервом нельзя, можно надорвать себя. Мозгу нужно менять темп. Мне достаточно уехать за город, насладиться тишиной, озерной гладью, криком чаек… Отдых ­ это смена обстановки для дальнейших активных действий.

Пластический язык. Кто­то из художников мыслит реалистично: как они видят березу, так они ее и пишут. Я же отошел от реализма, с трудом отходил от живописи с натуры. Если я графическими и живописными средствами изображу на картине все, что я хотел показать, то у зрителя не останется повода на «подумать» и «поразмыслить». Поэтому сегодня мне интересна та же условная береза, но только сверху, снизу, сбоку и т.д. У меня вполне реалистичные работы, но образы на них как будто из тумана, какого­то мерцания. И я зрителю предлагаю самому для себя придумывать историю картины. А это уже негласный диалог зрителя с автором через холст. Художники, которые работают в такой технике, более интересны зрителю, они его привлекают интригой. Я так считаю.

Кстати, не люблю, чтобы мои картины висели дома. У меня все мои работы в мастерской, они для меня как рабочий продукт. Я люблю работы других художников. Так, например, дома у меня висят работы моего друга, художника из Калининграда, Евгения Печерского, работы брата Юрия Медведева, работа талантливого художника Максима Родионова.

Автопортрет.  Первый раз я написал свой автопортрет, когда еще увлекался реализмом.  Второй автопортрет я написал в солнечных тонах на фоне своего мольберта. На мне был лаконичный бело­зеленый коричневый джемпер. Тогда меня больше всего интересовали яркие пятна, а не мой внутренний мир. Сейчас я бы себя так не стал писать, написал бы вполоборота, мельком, не открываясь зрителю… Я и в жизни такой, не скажу, что я рубаха­парень. Хотя, если собеседник интересный, могу о многом с ним поговорить, на любые темы.

Могу сказать про себя, что я достаточно жесткий человек, и в первую очередь по отношению к себе, педантичен, пунктуален, перфекционист, люблю порядок во всем. Я очень самокритичен, к себе и к своей работе я беспощаден. Хотя нет ни одной картины, которую я бы сжег или выбросил, ведь это просто глупо… Почему я к себе так отношусь? Потому что важно не давать другому человеку, зрителю возможности найти ошибки и изъяны в тебе и твоей работе. Нужно уметь смотреть на себя со стороны, анализировать, этому я учу и своих учеников. Нужно уметь увидеть и исправить ошибки до того, как на них укажут тебе другие.

Удивляюсь, когда мне с неким упреком говорят, что я себя люблю. А почему должно быть иначе? Я плохо выгляжу? Нет! Дурно воспитан? Нет! Веду не тот образ жизни? Нет! Являюсь примером для подражания? Да. Я свободный человек, никому ничего не должен. У меня нет помощников, меня никто не продвигал и не помогал, в меня никто не вкладывал, я сам себя создал таким, какой я есть. За это все я себя ценю и уважаю!

Не люблю. Мне нравится французская поговорка: «Мужчина может простить женщине все: измену, грубость и чёрствость, но мужчина никогда не простит настоящей женщине одного – складку на чулке». Возможно, что аллегорично, но очень емко сказано. Это говорит о культуре, подаче и отношении к себе как к Личности. Так что, с женщинами вопрос понятен, если все в порядке со «складками на чулках», остальное ей можно простить. А в мужчинах мне не нравится излишняя учтивость, желание быть угодным всем, неумение проявлять твердое и решительное «я». Нет «стержня» ­ нет мужчины!

Семья. У меня замечательная жена Олеся, вместе мы уже 20 лет. Конечно она более эмоциональная, в отличие от меня приземленного, легкая, добрая, импульсивная, с ней бывает архисложно и архилегко одновременно. И это понятно ­ по знаку зодиака она Близнецы, а значит их две, вот и не дают скучать. Олеся коммуникабельная, отзывчивая, легкая на подъем. Очень хороший художник, тоже член Союза художников России. Больше работает в технике гуашь и акрил. Конечно, без каких­то размолвок не обходится, но мы их быстро обсуждаем и стремимся исправить. У нас получается!

Как бы вы к себе обратились к 20­летнему. Я бы просто поговорил с этим парнем по­дружески, сказал бы, что ты все делаешь правильно! Посоветовал бы не тратить свое время на какие­то сию­секундные мелочи, а направить силы и желание на что­то другое, более емкое. И, вспоминая слова своей мамы, сказал бы: «Делай, как считаешь нужным, это твоя жизнь, это твой выбор!»   

Я себя уважаю за то, что моим детям не будет стыдно за меня. За то, что мне не стыдно перед теми, кого уже нет ­ это мои родители и близкие. Уважаю за то, как я себя веду, о чем говорю и чем занимаюсь. Свое личностное и творческое имя я не запятнал. Если моя дочь где­то в кругу художников, творческих людей скажет, что ее отец ­ Сергей Медведев, от нее не отвернутся. А мои работы ­ это некое ей наследство. Я  понимаю, что в самую крайнюю и суровую ситуацию моя дочь сможет поменять их на кусок хлеба, и на каком­то этапе жизни ей это поможет. На сегодняшний день я вполне собой удовлетворён.

«Я зрителю предлагаю самому для себя придумывать историю картины»

  1. Александра, «если вы обнаружили опечатку, знайте, что она помещена сюда намерено. Среди читателей всегда найдутся люди, выискивающие чужие ошибки, а наш журнал старается удовлетворить любые вкусы. Здесь каждый найдет то, что ищет» — именно это шутливое сообщение мы традиционно пишем с иронией в журнале)) Мы работаем над своими ошибками, трудимся, дабы свести их к минимуму, не всегда это получается, ведь все мы люди, и мы ошибаемся… А не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает! )

Комментировать